Манфред Луркер

Египетский символизм

так и нижнеегипетскую корону. Со Среднего царства крылатое солнце появляется в качестве защитного знака, особенно на воротах храмов и как коронное завершение на памятниках.

КРЮК (ЖЕЗЛ)

Крюк (по-египетски хека) - это скипетр, - который носили не только боги и цари, но также и высшие чиновники. Более ранняя, иногда в человеческий рост, форма жезла была первоначально палкой пастуха и стала атрибутом пастушьего бога Анецти; отсюда развилась известная форма меньшего размера и сильно искривленная. Знак-картинка этого скипетра служил для обозначения слова править. Во времена Среднего царства крюк как знак Озириса помещался на фризах гробниц.

ЛАДЬЯ

Ладья Солнца. Виньетка из Папируса Ну

Ладьи, используемые в культе, соответствуют по форме большей частью нильским лодкам. На месте каюты стоит наос с образом бога; носовая и кормовая части украшены головой бога или его священными животными.

Ладью обычно несут на плечах жрецы во время процессии. Знаменитой является ладья Озириса, называемая Нешмет, в которой бог выезжает из храма в начале празднества, чтобы вернуться обратно пробужденным от смерти. Египтяне сами хотели после своей смерти принять участие в поездке Нешмет, чтобы воскреснуть так же, как Озирис. Кроме того, образ солнечного корабля связывался также с мыслями о переселении мертвых.

ЛАСТОЧКА

Наряду с другими священными птицами (соколом, цаплей, фениксом) умерший желает превратиться в ласточку, с тем чтобы он кричал как победитель при полном свете дня (Книга Мертвых, гл.86). Известно, что с 18-й династии в Фивах ласточка почиталась как священное животное. Согласно Плутарху, Изида, плача, порхала в образе этой птицы вокруг колонны, которая закрыла гроб Озириса.

ЛАТУК

К важнейшим атрибутам бога плодородия относится латук (растение типа салата). На празднике бога во время процессии везли с собой маленькую грядку с этим растением. Латук изображался на многочисленных рельефах Мина (и близкого к нему в особой форме Амона, например, в луксорском, храме). Растение считалось афродизиаком, что также объясняет его популярность как жертвенного подношения (получение оплодотворяющей силы - жизни).

ЛЕВ

Как и в Месопотамии, в стране Нила лев считался солнечным животным. Прежде всего, образ этого представителя кошачьих был сравним только с богом Солнца. В Книге Мертвых (гл. 62) говорится: Я львиноголовый бог, я Ра. В Новом царстве лев считался формой проявления бога Солнца; бог-лев Миюзис изображался с солнечным диском и получил в греческий период прозвище Ра, Свет, Огонь, Пламя. Гор как бог утреннего солнца может (под именем Хорахти) иметь голову льва. Большинство божеств в львином облике - женского рода. Прежде всего, здесь следует назвать воинственную Сахмет, которая приравнивалась, с одной стороны, к Баст и с другой - к фиванской богине Мут. В Леонтополе под именем Рути почиталась львиная пара, которая издавна отождествлялась с близнецами Шу и Тефнут; пара Рути следила за жертвоприношениями для умерших. Из-за страха, который наводил лев, он приобрел апотропическое значение, он был стражем ворот храма и царского трона (отсюда львиные лапы и хвост). Водостоки крыш храмов имели форму льва; они должны были в непогоду оберегать святилище от низвергающейся силы Сета. У входа в нижний мир стоит бог Акер с двумя львами. Как символ силы лев уже в ранний период стал символом царя.

ЛЕОПАРД

В образе леопарда почиталась богиня Мафдет; она была богиней наказания, но также и помощницей мертвых. В древние времена жрецы, ведущие ко входу (в гробницу) носили шкуру леопарда. .Нагробные дощечки показывают, как просветленный умерший в накидке из шкуры принимает жертвоприношение. До времен Среднего царства на крышке гроба часто изображалась шкура леопарда. Возможно, обычаи африканских народов похожи на обычаи древних египтян. Жители одного северонигерийского племени хоронят своих умерших в леопардовых шкурах; в Лоанго княжеская похоронная повозка обвешивалась шкурами леопарда, а у шиллуков умерший правитель украшался только шкурой леопарда.

ЛЕСТНИЦА

Уже в древнем Египте лестницы были символами пути на небо. Раннее изображение показывает Озириса в виде бога на верхнем конце лестницы, чем символизируется его воскрешение после смерти. Вероятно, ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре представляет собой лестницу, чтобы облегчить восхождение умершего царя на небо. Также и первохолм, который появляется из первоокеана, мог быть представлен как лестница.