Манфред Луркер

Египетский символизм

животного, булава)

гроб (хозяин жизни) жрец (слуга бога) служанка (слуга ж. рода) дочь (сын ж. рода) царь (сын солнца)

млекопи- тающее животное огонь чужая страна город абстракция женский род множест- венное число

1-й и 2-й ряд: Иероглифы со значением символа. 3-й ряд: Знаки обозначения различных богов. 4-й ряд: Знаки-слова. 5-й ряд: Односогласные звуковые знаки. 6-й ряд: Многосогласные звуковые знаки. 7-й ряд: Составные знаки-слова. 8-й ряд: Указательные знаки.

ИЗИДА

Имя богини, вероятно, означает сиденье, трон и идентично знаку, который она несет на своей голове. Таким образом, Изида, очевидно, была первоначально олицетворением тронного места и тем самым имела особое отношение к царю, чьей символической матерью она является. В мифе она нашла мертвого брата и мужа Озириса, от которого зачала сына Гора и которого похоронила и вместе со своей сестрой Нефтидой оплакивала. Сетующие богини изображались в символическом облике двух хищных птиц (коршунов). На стенках гроба она изображается в человеческом обличье и с распростертыми крыльями, чтобы обеспечить защиту умершим и подгонять к ним воздух жизни. Изида почиталась как колдунья, которая могла защитить сына Гора - и вместе с ним также земных детей - от змей, хищных животных и других опасностей. В период Нового царства Изида тесно связывалась с Хатор, внешние признаки которой (коровьи рога с солнечным диском) она перенимает. У древних египтян богиня считалась глазом Ра, Платон же, напротив, воспринимал ее как лунное божество. В эллинистический период Изида была защитницей мореплавателей и получила в качестве атрибута руль корабля.

ИМИУТ

Под словом имиут следует понимать прежде всего древний фетиш, который появляется уже на памятниках первой династии. Речь идет о подвешенной на шесте шкуре животного без головы, шест воткнут в горшок. В древнейшие времена имиут водружался как защищающий знак у царского трона; в персонифицированном облике он подает царю в праздник тридцатилетия правления скипетр власти. Уже во времена пирамид начинается слияние его с богом некрополей Анубисом; каждый называется «сыном коровы Хесат. Деревянные изображения имиута иногда давались с собой знатным персонам в гробницы.

ИМЯ

В имени содержится вся сущность его носителя. Вещи и люди существуют только с того момента, когда они начинают носить имя. Имя, таким образом, больше, чем только средство идентификации. Имя означает открытие сущности или реализацию свойства, так об Озирисе говорится: Он укладывает спать страны под именем Сокарис; его могучая внешность в его имени Озирис; он существует до конца вечности под именем Онофрис. Множество имен у одного божества - у Озириса в гл.142 Книги Мертвых их сто - это символ полноты божественной сущности. Часто имеет место боязнь произносить действительные имена богов; так возникают псевдонимы, как, например, божественное обозначение Херибакеф, т.е. тот, кто под маслиной. Истинное имя бога секретно. В Текстах Пирамид (276,394) говорится о боге, чье имя неизвестно, или о боге, чье имя не знала даже его мать. Жизнь каждого человека поддерживается тайными (скрытыми) силами его имени. Египетская поговорка гласит: Чье имя произносят, тот живет. Недаром имена царей и великих людей всегда ставились на памятниках и в надписях, чтобы гарантировать таким образом жизнь носителю имени уже после смерти. Поэтому наихудшим наказанием было забвение имени путем проклятия (анафемы) или его выскабливание на памятниках. Для царя-еретика Эхнатона потеря имени должна была означать невозможность загробной жизни. Только тот, кто знает имя демонической силы, может ее заколдовать или даже уничтожить. Со словами: Я знаю вас, я знаю ваши имена, должны были стать безвредными духи потустороннего мира.

ИХНЕВМОН

Ихневмон (мангуст) появляется среди священных животных относительно поздно. Ихневмоны-боги из храма мертвых Аменемхета III и в гробницах Рамессидов имеют значение духов потустороннего мира. В нижнеегипетском городе Летополе ихневмон отождествлялся с Гором. Фигуры в образе ихневмонов несли на спине в качестве даров символы солнца. О боге Солнца Ра известно, что он однажды превратился в ихневмона, чтобы победить змею преисподней Апоп. Позднее ихневмон подчинялся богине страны Уто и носил солнечный диск и урея.

КА

Знак ка

Ка является выражением рождающей и охраняющей силы; в древнейшие времена также и мужской производящей силы