Манфред Луркер

Египетский символизм

богом государства. При царе-еретике Эхнатоне монотеизм как вера только в Атона Книга Мертвых как оснащение гробницы Сооружение храма Амона в Фивах Храм мертвых Хатшепсут в Эль-Бари Колосс в Мемносе -статуя сидящего Аменхотепа III Гробницы ночи и Рамос Натуралистическое искусство периода Амарны Храм мертвых Сетоса I о Абидосе Храм в скале в Абу-Симбеле Строительство большого храма Мединетом Хабу (начатого Рамзесом III) Переход к позднему периоду, с 1085 но 663 гг. 21 - 25-я династии 21-я династия имеет резиденцию в Танисе В Верхнем Египте Государство бога Амона 22-я династия (950 - 730 гг.) основана ливийским военачальником в Бубастисе 23-я династия и в Саисе 24-я династия (также ливийская) 25-я династия эфиопских (нубийских) чужеземных правителей 671 г. - Ассирия завоевывает Египет Считавшиеся до сих нор носителями священных качеств животные становятся сами объектами поклонения, особенно бык, крокодил и кошка (растущее значение богини Баст) Частое изображение фигур, несущих наос Исключительно реалистически выполненные статуи при 25-й династии Поздний период, с 663 но 332 гг. 26 - 30-я династии 26-я династия (663 - 525 гг.): цари Псаметик I и Неко, проживавшие в Саисе 27-я династия - чужеземная, власть персов 28 - 30-я династии с последним местным князем в Дельте Царь Нектанебус I Теологизация религии приводит к народному противоположному течению, выросшему из магических представлений и практики Так называемый Серапиум (сооружение для гробницы Аписа) Псаметика I в Саккаре Греческий период, от 332 до 30 гг. до н.э. 332 г. Завоевание Египта Александром Македонским Династия Птолемееи со столицей в Александрии Птолемей I утвердил образ эллинистического и египетского гибрида бога Сераписа. Распространение но Египту культа Изиды Храм Хнума в Эсне Храм Гора в Эдфу Храм Хатор в Дендере Двойной храм Сухоса и Хороериса в Ком Омбо

АКЕР

Пара львов со знаком восхода солнца, над ними иероглиф небо

Бог Акер олицетворяет землю. Он изображается в виде узкой полоски страны с головой человека или льва на конце или в образе двух стоящих спинами друг к другу львов. Одно животное смотрит на запад, где заходит солнце, начинающее свой ночной путь в Царство мертвых, другое глядит на восток, где каждое утро солнце поднимается над царством тьмы. Картины показывают Акера, несущего солнечную ладью, чем символизируется ночное путешествие солнца через царство Акера. Оба льва (обе головы львов) охраняют вход в нижний мир и выход из него. Кому открываются ворота в нижний мир, о том говорится в изречении из Текстов Пирамид: Открыты для тебя створки ворот Акера.

АМОН

Уже в Текстах Пирамид Амон вместе со своей женой Амаунет упоминается как древний бог (прабог). Но только с 11-й династии он появляется в качестве бога Фив. Египтяне толковали его имя как Скрытый, он был невидимым дуновением воздуха. Но также можно думать, что в связи с ливийско-берберийским словом аман, т.е. вода, Амон как древний бог созидания одновременно почитается в образе гуся. Его священным животным, как правило, считается баран с закрученными рогами - намек на признак бога плодородия (на это указывают также ифифаллические изображения). Дальнейшей формой изображений в виде животного является змея, причем бог имеет прозвище Кематеф, т.е. тот, который завершает свое время. Как. бог столицы Фивы Амон приобрел в период Нового царства положение бога страны, который как Амон-Ра воплощал сущность бога Солнца. И наконец, его считают богом, который остается во всех вещах», как душа (ба) всех явлений.

АМУЛЕТ

Подголовник

Маленькие подвешенные на шейной цепочке или положенные в могилу с умершим фигурки должны служить защитой их владельцу. Из Книги Мертвых известны многочисленные предписания, путем чтения которых амулет должен стать волшебным. Важнейшими формами амулетов являются образы богов (например, Озириса, Беса, Тоэрис), фигуры животных (таких как львы, бараны, скарабеи), части тела человека (глаз, рука), знаки власти (особенно короны) и собственно символы, вроде банта жизни и колонны джед. Особенно мы хотим выделить подставку для головы - защитное средство против потери головы; в Книге Мертвых - (гл. 166) говорится: О, ты, который парализован, страдалец... Твоя голова подвешена высоко, глядит в небо... После кровавой бани битвы вернет он (Пта) тебе твою голову; не будет отнята она навечно.

АНДРОГИНЫ

Бог Пта

Во многих мифах прабоги появляются