Манфред Луркер

Египетский символизм

час - старый, опирающийся на палку человек. Изображение в гробнице Рамзеса IX указывает на первые часы по крокодилу, в основе его лежит представление, что бог Солнца по утрам появляется из небесного океана в облике крокодила. Солнечными животными являются также сокол, лев и гриф. Образ восходящего солнца часто связывается с коровьими рогами (небесная корова), с двумя сикоморами, с бантом жизни или со столбом джед.

СОПДУ

Бога, почитаемого в 20-м нижнеегипетском номе, зовут Сопду. Его знак-картинка и культовый знак изображают его в виде сидящего сокола. В другом случае Сопду изображается в человеческом облике с короной из двух соколиных перьев и поясом шесемет. Необъясненным остается много раз упоминаемое в Текстах Пирамид его отношение к зубам умерших. Сопду приобрел в своем номе значение бога границы и востока и уже в Среднем царстве связывался с Гором, что в Новом Царстве привело к форме имени Хор-Сопду.

СОСУД

Кувшин, котел, ваза - женские символы. Они изображают - в психоаналитическом аспекте - материнское тело, которое является сосудом для рождения. В Текстах Пирамида говорится: NN вышел из своего кувшина, после чего он уснул в своем кувшине. NN показывается по утрам. (Утро для египтян - это символ начала мира и рождения.) В сказке о двух братьях сердце мертвого Бата просыпается в сосуде для новой жизни. Богиня неба Нут носит на своей голове в качестве приметы сосуд в форме шара без ручки. Нут - это укрывающий сосуд для всех созвездий, которые выходят из ее темного лона и снова в него возвращаются. На символическом языке египтян гроб и помещение для гроба превращаются в Нут. Женские божества являются хранительницами воды жизни, которая хранится в графинах без ручек. Здесь же четыре графина Кебхут, богини жертвоприношения напитков. Вобще говоря, сосуды в жертвенной символике играют важную роль. Так, многочисленные рельефы на стенах храмов показывают, как царь подносит богам в двух кувшинах-вазах молоко и вино.

СПИРАЛЬ

Уже в доисторические времена спирали рисовали на глиняных сосудах (например, на ступени культуры Негаде II); некоторые исследователи предполагают в них обозначение свернувшейся змеи. Нанесенные на такие же сосуды линии в виде волны были бы тогда ползущими змеями. Со Среднего царства скарабеи вместо имени царя несут в картуше часто спираль или венок в виде ленты, заплетенной в косу. Здесь, конечно, должно быть символическое значение: спиральная линия - это линия жизни, поэтому ее часто изображают на амулетах. Спираль символизирует цикл возникновения и исчезновения, рождения и смерти и получает свой смысл только как украшение в нагробной живописи Среднего и Нового царства. Возможно, это более чем случайность, что головное украшение богини Мешенет (которая является олицетворением производства кирпича, а также присутствует в час суда над умершим) состоит из набухшей палки (стебля?), свернутой в двойную спираль. Можно допустить, что закрученным в спираль локонам детей богов, а именно сыновей Гора, в поздние времена приписывали магическое действие и символическое значение.

СУХОС

Имя бога Сухоса (в спорной египетской форме Собек) означает крокодил. Его главными культовыми городами были Крокодилополь в Фаюме и Ком Омбо в Верхнем Египте. Имевшая резиденцию в Фаюме 12-я династия покровительствовала культу Сухоса, почитание которого привело в 13-й династии к образованию имени властителя (например, Себекхотеп - Сухое благословенный). На связь Сухоса с царем богов Гором указывают изображения крокодилов, которые носили голову сокола, украшенную двойной короной. Дальнейшее отождествление с Ра привело к облику крокодила с солнечным диском на голове. Греки изображали Сухоса вообще как Гелиоса с венком из лучей и с крокодилом в руке в качестве атрибута. Понятно, что Сухое также является богом воды - из его пота образуется Нил, он делает капусту зеленой и приближается также к облику Озириса.

СФИНКС

Широко распространенная метафора о царе как льве привела к образу сфинкса, у которого львиная голова заменена на голову царя. Сфинкс (мужского рода, в противоположность греческому названию женского рода) изображался в Древнем царстве как символ царской власти у входа в храм, но опустился со временем до стража храма или гробницы. Самый известный царский сфинкс - это Сфинкс Хефрена в Гизе; последующие поколения почитали его как образ Гора горизонта. Тип сфинкса, называемый танисом, изображался с царским платком на шее, а со Среднего царства его лицо обрамляет