Манфред Луркер

Египетский символизм

мир многочисленные опасности, так и умерший. Есть немало книг, которые должны ознакомить умершего с топографией потустороннего мира; так, в начале Среднего царства это была Книга двух дорог, а в Новом царстве - Книга нижнего мира Амдуат. В ужасающих видениях - с огненными воротами, демонами и змеей Апоп - изображают ночной путь солнца и показывают человеку, что его ожидает при странствованиях по потустороннему миру. Символом пути, ведущего через нижний мир, служит игра на доске сенет, что означает проход. Путешествие по кривым тропинкам было для египтянина образом прохода и перехода. Так, путь в этот мир мог указывать на инициацию (посвящение), а взгляд на потусторонний мир указывать на очищение души.

ПЧЕЛА

Тросник и пчела для обозначения царя Верхнего и Нижнего Египта

В одном этиологическом мифе рассказывается, как бог Солнца Ра однажды плакал, его слезы падали на землю и превращались в пчел. Мед имел определенное значение при составлении мазей. Одно из очень ранних изображений разведения пчел заимствовано из рельефа святилища Ра из пятой династии. Доисторические и раннединастические цари Нижнего Египта имели прозвище князь Пчела. В противоположность этому верхнеегипетские правители назывались князь Тростник. Пчела и тростник вошли затем в титулование царей следующего периода. В городе Саис в дельте Нила храм Нейт был назван Домом пчелы.

PA

Слева направо: Ра, Атум, Хепри - дневное, вечернее и утреннее Солнце.

Имя бога Солнца относилось прежде к самому светилу. Уже в давние времена Ра имел в Оне (греческое Гелиополь, Город солнца) культовое место; он связывался с Хорахти, т.е. с Гором, как утренним солнцем, и принял поэтому облик человека с головой сокола. При слиянии Ра с богом-творцом Амоном последний стал богом заходящего солнца. Начиная с Хефрена из четвертой династии египетские цари называются сынами солнца. Когда в Среднем царстве Амон встал на вершину пантеона, Ра не мог быть вытеснен; путем слияния в Амона-Ра оба бога укрепили свое положение. В качестве управителя мира бог Солнца в своей ладье пересекает небесный океан, сопровождаемый своим визирем Тотом и своей дочерью Маат, олицетворением космического порядка. Солнечное светило считалось видимым «животом» хозяина неба, а также толковалось как его глаз.

РОГ

В иероглифах голова барана считается выражением почета и власти. В соединении с короной рога служат многим богам в качестве головного убора и у простого народа считаются выражением чего-то страшного, охватывающего все сверхъестественное. Бог-баран Хнум изображается обычно с горизонтально расходящимися рогами, в то время как рога Амона-барана загнуты вниз (хотя имеется много изображений Амона с горизонтальными рогами). Мавританские и алжирские наскальные рисунки показывают барана или буйвола, которые несут между рогами солнечный диск; также имеются изображения Амона в человеческом облике, несущего на голове солнечный диск или урея. В Египте носителями солнца считались чаще всего бык и корова. Бык, потому что он сам мог быть символом солнца, корова, потому что она как символ ночи и луны позволяет из себя выходить дневному светилу; здесь следует указать на широко распространенное в передней Азии микро - и макро - космическое соответствие коровьих рогов серпу луны. Изида, согласно Плутарху, лунная богиня, была матерью солнечного бога Гора; ее голова часто увенчана коровьими рогами с солнечным диском - изображение, которое принадлежит и собственно богине Неба Хатор. В мифе рассказывается, как Хатор подняла на своих рогах на небо юного сына Солнца.

РЫБА

Лепидот

Рыбы всегда считались нечистыми существами. Посвященным лицам, таким как царь, жрецы и просветленным умершим рыбу не должны были давать в пищу. С распространением веры в Озириса рыбы стали соотноситься со злым Сетом. По словам Плутарха, народ верил, что лепидот (нильский карп), оксиринхос (мормирус) и фрагос (вид леща) вообще сожрали фаллос разорванного на куски Озириса. Поэтому в определенные праздничные дни рыб приносили в жертву богам, и этих тифонических животных сжигали или затаптывали. С другой стороны, рыбы считались также и священными животными. В Мендесе богиню Хатмехит почитали как первую из рыб; рыба, которую она носила как символ на голове, не очень точно определена (дельфин или шильба?). Латос (нильский окунь) был посвящен Нейт. Особое поклонение находил оксиринхос, который вопреки вышеупомянутому сообщению был рыбой Озириса, так как