Манфред Луркер

Египетский символизм

и картины наглядно отражают, как царя кормит грудью богиня (например, Изида), что равносильно символическому ритуалу, через который правитель получает божественную власть. На других изображениях царь пьет молоко из вымени небесной коровы, как показано на рельефе храма Хатор в Дендере. Два горшка молока часто выставлялись в качестве жертвоприношения. Из-за своего белого цвета молоко было символом чистоты, так что молочное возлияние могло иметь также смысл церемонии очищения. Умершим давали с собой в могилу полную кружку молока, по поводу чего в одном изречении Текстов Пирамид говорится: Возьми грудь твоей матери Изиды. Позднее эта известная идея была приспособлена к символике Озириса: с помощью божественного напитка обеспечивается дальнейшая жизнь убитого Сетом Озириса. На 365 жертвенных столах гробницы Озириса молоко не должно было кончаться.

МОТИВ РАСЧЛЕНЕНИЯ

Расчленение трупа, установленное в результате раскопок пред - и раннеисторических захоронений, оказывается при ближайшем рассмотрении все же спорным утверждением, так как в большинстве случаев речь идет о вторичных повреждениях (например, если грабители могил бросали кости как попало) или скелетировании. В последнем случае бренное мясо отделялось от костей остова - мероприятие, служащее вере в потусторонний мир. Действительный мотив расчленения мы имеем в мифах об Озирисе. Разрывание лунного бога на 14 частей указывает на 14 дней убывающей луны. Последний серп луны интерпретируется при этом как нога. У древних народов рост растений связывался с фазами луны. Расчленение было предварительным условием для воскрешения убитого, так же как и для распускания цветка из его погибшего стебля (трупа). Картины показывают, как из мертвого тела бога растительности вырастает новый урожай. Связан ли почитаемый в 11-м нижнеегипетском номе бык под именем расчлененный (хесеб) с Озирисом, неясно. Плутарх сравнивает Озириса с греческим богом Дионисом, который в облике животного (в виде быка) назывался Загревсом и был разорван на части титанами.

МУМИЯ ЗЕРНА

В восходящем посеве показывается сила бога растительности Озириса. Затаптывание козами или свиньями посеянных зерен считалось победой Сета над своим братом. Подрастающее зерно было символом восстающего Озириса. В мистериях земля с посаженными хлебными злаками символизировала мертвого. Такая мумия восходящего зерна должна была наглядно показывать непобедимость жизни и - положенная в гробницу - быть магической помощью умершему в дальнейшей жизни.

МУТ

Фиванская триада. Слева направо: Амон, Хонс, Мут

Облик фиванской богини Мут прослежен только с периода Среднего царства, но почиталась она уже раньше. Как правило, она изображается в виде женщины с чучелом коршуна на голове, часто на хохолке коршуна располагается еще двойная египетская корона - конечно, со времени фиванского господствующего положения. Она считалась супругой Амона, их сын - Хонс. При возвышении Амона до бога Солнца Мут становится глазом Ра; и так как глаз Солнца прежде всего олицетворяется в богинях-львицах, Мут получает львиный облик. В позднем Новом царстве Мут переходит на место древнего божества, она считается матерью солнца, в котором она раскрывается.

МУХА

В период Древнего и Среднего царства изображение мухи носило характер амулета. Насекомое изображали также на волшебных палочках. В Новом царстве волшебник угрожает: Я войду в твое тело как муха и увижу твое тело изнутри. Сообщения времен Нового царства позволяют представить муху символом храбрости; храбрые солдаты награждались золотыми мухами.

НАОС

Коленопреклоненный с наосом

Под наосом понимают ларь, вид дарохранительницы, в котором установлено изображение божества или его священный символ. Большинство ларей было из дерева, так как они во время процессии ставились на ладьи богов. В храме наос имел собственное помещение (комнату). В храме мертвых Сетоса I в Абидосе было семь комнат, по комнате для каждого из божеств: Сетоса I, воплощенного в виде бога, Пта, Хорахти, Амона, Озириса, Изиды и Гора, у задней стены каждой комнаты стоял наос (на ладье бога). Цоколь наоса часто украшается фигурами царя, который несет небо. Наос, следовательно, это образ неба; открывание двери ларя сопровождалось словами: Пусть будут открыты ворота неба.

НЕБЕСНАЯ ЛЕСТНИЦА

В Текстах Пирамид закрепилось представление о небесной лестнице. Она находится под покровительством Ра и в различном виде усматривается в солнечных лучах. Другим восприятием