Манфред Луркер

Египетский символизм

(для которой имеет место и звуковая идентичность с ка - так произносится слово бык), а уже вскоре духовной и душевной силы. Иероглиф ка со своими защищающе поднятыми руками воспроизводит магический жест, который охраняет жизнь своего носителя от злых сил. Ка рождается вместе с человеком. Древние изображения показывают, как бог Хнум создает на глиняном круге вместе с рожденным ребенком его ка. В качестве двойника ка сопровождает человека; человек умирает - ка продолжает жить. Пойти к своему ка означает умереть, так как ка покидает своего человеческого носителя и возвращается к своему божественному первоначалу. Правда, ка нуждается в пище в своей последующей жизни, которая ему преподносится как жертвоприношение или символически (что для египтянина не менее реально) в картинах, установленных в гробницах. Так как питание способствует получению жизненной силы, то пища также обозначается как ка - содержащая; понятие множественного числа кау означает буквально жертвенная пища. Известны изображения, в которых вместо жертвенных столов стоит знак ка.

КАМЕНЬ

Тесно связанный с силами природы египтянин видел в твердости и неизменности камня проявление абсолютного бытия, которому противопоставляется шаткое и хрупкое существование человека. Горы, скалы и камни являются в своей нетронутости образом длительности, вечности. Когда человеческое тело разложится, сохранится образ, вырубленный из камня, а нацарапанное имя умершего станет поручительством для дальнейшей жизни. Статуи богов и царей, так же как и обелиски, должны были быть монолитами (например, 15-метровый мемносский колосс без цоколя). В качестве образа времени и незыблемости камень может стать также символом центра, священного средоточия, куда входят все плоскости бытия (небо, земля и нижний мир). Гелиополь обладал каменным фетишем в виде кегли (конуса), называвшегося бенбеном, который почитался как место проявления прабога. В храме Амона в Напате был установлен каменный конус, украшенный орнаментом и изображениями богов. В оазисе Сива у бога, названного греками Аммон (т.е. Амон), был символ в виде конуса из камня, который римский историк сравнивал с умбиликусом (пупом земли).

КАМУТЕФ

Закрепленное со времен Нового царства слово означает бык своей матери и является прозвищем ифифаллического Мина и Амона. Слово характеризует обоих богов как своих собственных родителей, которые без отца возникли от самих себя.

КАРТИНА

В художественном творчестве древних египтян эстетическая точка зрения не играла никакой роли. Живопись и скульптура имели смысл не сами по себе, а - лишь в своем магическом назначении. Скульптор назывался тем, кто делает живым, и его деятельность обозначалась словом рождать. Картины не должны быть только портретом (отображением), а нести в себе жизнь или сохранять жизнь изображения на неограниченное время. Если, несмотря на все предусмотрительности, мумия человека начнет разлагаться или будет осквернена, то и тогда сможет ка, это второе Я, найти убежище в картине с похожим изображением умершего. Статуи в. качестве дара могли также быть установлены в храме, тем самым умерший мог принять участие в ритуалах, проводимых живыми. Нагробная живопись служила тому, чтобы продлить мертвому владение его имуществом навечно. О чем в западных странах говорят лишь символически, в Египте принимается за реальность. Также изображения богов являются носителями действительности; так, об Амоне говорится: Его душа на небе, его тело на западе (т.е. в Царстве мертвых), его образ в его месте культа. И об Озирисе: Он приходит как дух... он осматривает свое святилище. Он видит свой тайный образ, нарисованный на их месте, свою фигуру, выгравированную на стене; выступая в тайном виде, опускается он на свой образ.

КОЗА

Как жертвенное животное простого человека коза не получила какого-нибудь большого религиозного значения. Лишь в Мендесе (египетское Деде) был значительный культ козы. Священный козел Ба-неб-деде, т.е. Козел, хозяин Деде, у египтян в большинстве случаев изображался в виде барана. Козел - это символ плодовитости, особенно зачинающей силы; женщины молились ему о благословении для рождения ребенка. После смерти священные козлы бальзамировались.

КОЛЬЦО

Символика кольца определятся его круглой формой, без начала и конца, оно является символом вечности. Египетский знак вечность - это кольцо, которое имеет определенное сходство с уложенным в виде окружности шнуром, концы которого завязаны узлом. Боги-животные, как, например, парящий сокол из храма