Манфред Луркер

Египетский символизм

Амулет в виде лестницы, предназначенный для умершего, был, наверняка, символическим выражением первохолма и связанной с ним надежды на новую жизнь. В Книге Мертвых (конец гл.153) говорится: Теперь начинаю я подниматься но ступеням небесной лестницы, которую Ра, мой божественный отец, уже давно готовит для меня.

ЛОТОС

Рождение солнца-Ра из лотоса

Закрывающиеся под вечер белые лилии уходят под воду, чтобы они были недоступны рукам; в начале дня они, повернутые на восток, стремятся вверх и открываются свету. Мифологически красная лилия (лотос) - это цветок, который возник в начале и появился из первоводы (Нун), но, с другой стороны, он также вышел из огня. Цветок одинаково близок и воде и огню, хаосу тьмы и божественному свету. Появляющийся из воды лотос становится символом появляющегося из ночи солнца. Поднимающийся на цветке лотоса из праморя бог Солнца был близким для египтян представлением. В 15-й главе Книги Мертвых Ра появляется в виде юноши, который выходит из лотоса. В гробнице Тутанхамона была найдена портретная голова, которая поднималась из цветка лотоса. Но прежде всего лотос - это растение бога Нефертема.

ЛУК

Из древнейшего исторического периода происходит образ девяти луков как символ народов, подчиненных царю. Верхнеегипетская богиня страны Нехбет имела прозвище та, которая связала луки, - намек на объединение народов или племен под властью царя. В Храме мертвых Сесостриса I в Лиште триумф царя над его врагом показан наглядно тем, что он стоит на девяти луках. Лук является характерным атрибутом богини войны Нейт.

ЛУНА

Символ луны

Так как луна считалась «солнцем, которое светит ночью», представление о движении солнца переносилось также на лунное светило. Так, например, луна может почитаться павианами, а ночью ее сопровождают шакалы. Обычно луна изображается в виде диска, который стоит на серпе. Бог Луны Хонс носит в качестве головного украшения диск и серп луны. Серп может стать символически режущим оружием, как в руке бога Луны Тота, или костью, которая стала мощами Озириса. Фазы луны являются символом жизни и смерти и указывают на умирание и возрождение Озириса. Четырнадцать частей, на которые было разорвано тело Озириса, соответствуют четырнадцати дням убывающей луны. В мифологии играет роль сравнение луны с поврежденным глазом Гора. Наряду с древними богами луны Йохом (на немногих картинах воспроизводится в виде человека в царском переднике и с лунным диском на голове), Тотом, Хонсом и Озирисом в эллинистическое время выступает женское божество Изида (в греческой интерпретации - Селена).

ЛУННЫЙ ГЛАЗ

С давних времен луна считалась левым глазом бога неба, а в историческое время она символизировала глаз Гора. Возрастание и убывание луны давало повод к объяснению мифической борьбы между Тором и Сетом, представителями света и тьмы. В конце концов Сету удалось вырвать глаз у Гора и проглотить (исчезновение луны). Но Гор с помощью других богов вырвал глаз у врага; по одной версии, он должен был вырезать его из чрева Сета. Рассказывают также, что лунный глаз утонул в водах небесного океана и был выловлен Тотом и богом воздуха Шу с помощью сети. Миф о лунном глазе имеет многочисленные точки соприкосновения с мифом о солнечном глазе.

ЛЯГУШКА

Лягушка является хтоническим животным и указывает на силы возникновения жизни. Мужские первобожества Гермополя часто изображались с головой лягушки; лягушка является также священным животным богини родов Хекет. Наконец, следует упомянуть о лягушке, которая на поздних картинах является провожатой бога Нила, обеспечивающего плодородие. В поздний период образ лягушки становится символом повторного рождения - воспринятого от раннего христианства и снабженного припиской: Я - воскрешение.

ЛЯПИС-ЛАЗУРЬ

Синий с золотыми крапинками драгоценный камень - неправильно называемый часто сапфиром - был в странах Восточного Средиземноморья образом наполненного звездами небосвода. И у египтян он считался священным камнем, синий цвет которого указывает на небесное происхождение (синий цвет был цветом богов, особенно Амона). Царские украшения изготовлялись из золота и ляпис-лазури, чтобы предоставить их носителю защиту солнца и неба. Египетские судьи носили этот камень с надписью истина на шее.

МААТ

Слева - богиня Маат Справа - Цоколь трона как символ богини Маат

Богиня Маат является персонификацией закономерности, лежащей в основе всего сущего; она олицетворяет