Манфред Луркер

Египетский символизм

Гора в Эдфу, - часто держат в своих когтях этот символ вечности. В народных суевериях волшебные кольца должны защитить от болезней и других несчастий; узелковые амулеты в виде кольца - бант жизни, кровь Изиды и шарф са. Апотропическая (предотвращающая беду) сила кольца служила защитой царю. Оба важнейших имени правителя (тронное имя, которое характеризовало его как царя Верхнего и Нижнего Египта, и имя, данное при рождении, которое стояло вместе с титулом сын Ра) помещены на царское кольцо, так называемый картуш; расширение имени вело к растянутой в длину форме картуша.

Картуш Тутанхамона- Небхепрура

Так как вязаный бант был также символом того, что охватывается солнцем (куда входит и вселенная), то царское кольцо могло быть также намеком на мировое господство фараона.

КОПЬЕ ГОРА

Мифическим оружием Гора является копье, которое благословила богиня Нейт. В древнем тексте об этом копье говорится: Его крючки - лучи солнца, его острия - когти Мафдет (т.е. богини наказания). С божественным оружием Гор, которого называют также гарпунщиком, преследует тифонические силы в образе бегемотов. Для защиты на пути в потусторонний мир мертвым дают с собой маленькие фигурки копий.

КОРОВА

Одна из семи коров и бык. Фрагмент виньетки из Папируса Ну

Корова считалась священным животным богинь Хатор и Изиды. Посвященные Хатор животные назывались коровами Центет; князья нома Дендеры носили в древние времена титул пастух коровы Центет. Богиня неба Хатор сама почиталась в образе коровы. В Книге Мертвых (гл. 148) говорится о том, как позвали семь коров и их быка, чтобы обеспечить едой просветленных. Большая дикая корова считалась матерью царя, который часто сравнивался с диким быком. В мифе о божественном происхождении царя корова Хесат кормит выменем юного правителя; Хесат, говорят, была матерью бога мертвых Анубиса и быка Аписа. Как животное, которое обращено и к небу, и к нижнему миру, корова стала символом надежды на дальнейшую жизнь. Постамент, на котором устанавливались носилки у огня для мертвых, имели форму коровьего брюха. Во время мистерий Озириса труп бога помещался в деревянный ящик в виде коровы, тем самым он рождался для жизни из лона коровы.

КОРОНЫ

Это украшение богов и царей имеет символическое значение. Короны являются указанием на качества их носителей, прежде всего они - символы власти. Согласно древней надписи, один царь съел корону, чтобы получить часть ее силы.

Корона Верхнего Египта Корона Нижнего Египта Двойная Корона Корона атеф Корона хепреш Как правители обеих стран цари носили двойную корону (называемую пшент), которая была составлена из похожей на митру короны Верхнего Египта (под названием белая корона) и из красной короны Нижнего Египта. Обе короны считались олицетворением богинь, охраняющих царя, верхнеегипетской Нехбет и нижнеегипетской Уто. Со времени Снофру цари носили двойную корону с перьями (двумя перпендикулярно-стоящими друг к другу страусиными перьями); она также является головным украшением богов Амона и Гора. Начиная с 18-й династии правители носили синюю корону хепреш с круглыми украшениями из золота (так называемый военный шлем). Корона атеф, принадлежащая преимущественно Озирису, это комбинация верхнеегипетской короны (вместо срезанного кончика - маленький солнечный диск) и двойной короны с перьями. Египтянин, склонный к синкретизму, видел в коронах глаз бога Солнца, но также урея и пламя, защищающее царя.

КОРШУН

Богиня Вехнего Египта Нехбет либо изображается в виде коршуна, либо, по меньшей мере, носит хохолок коршуна. В качестве гербового животного коршун входит также в царскую символику. На верхней части золотого гроба Тутанхамона изображена рядом с уреем (символом Нижнего Египта) голова коршуна. Путь царя, шагающего к всеобщей святости, указывает на потолке царская птица с распростертыми (защищающими) крыльями. Изображения коршуна принадлежали к символике царского гроба, а затем распространились и для частных лиц. Коршун был также священным животным всегда изображаемой в антропоморфном виде богини Мут, в главном культовом месте которой, в Фивах, коршуны мумифицировались. В период позднего Египта коршун был символом женского начала в противоположность жуку как олицетворению мужского принципа; в определенном способе письма символы обоих животных служили для обозначения богини Нейт, а также бога Пта, которые как созидающие божества объединяли в себе оба пола.

КОШКА

Ра в образе кота сражается у священного фруктового