Манфред Луркер

Египетский символизм

Щели на уровне глаз должны дать возможность статуе слышать произносимые в культовом помещении молитвы и вдыхать курящийся фимиам.

ГУСЬ

Через символику яйца гусь входит в круг мифов о происхождении мира (равно как в этих мифах начиная с времени военных походов Тутмоса III в Сирию фигурировали яйценесущие куры). Первый бог, должно быть, вышел из яйца большого болтуна. Это космическое первосущество часто отождествляется с Амоном. Более того, сам бог иногда изображается в виде гуся. В греко-римскую эпоху гусь становится атрибутом Хорпократа (Гора-ребенка). Так как в жертвоприношении играла роль идея уничтожения врагов бога, а гусь был одним из популярных жертвенных животных, он также рассматривался как олицетворение злых сил, как символическое животное Сета.

ДВЕРЬ

Душа усопшего в обличии птицы с головой человека стоит перед дверью в некое помещение. Виньетка Папируса Ну

Порог двери - это граница, переход. Дверь является двойным символом - защиты и доступа. Чтобы защитить храм от тифонических сил, у его входа часто устанавливали львиные фигуры или придавали дверным задвижкам форму льва. Особую роль играют ворота при переходе умершего в потусторонний мир. Имеется специальная Книга ворот, которая описывает путь бога Солнца через нижний мир, причем всегда охраняемые ворота должны быть защищены от извергающих огонь змей и других демонов. Прекрасное изображение 12-ти штор подземного мира находится в гробнице царя Аменхотепа II в Долине царских гробниц. Наверняка двери помещений для гроба и ворота храмов имеют символическое значение. В большинстве пирамид на переход из переднего помещения в комнату для гроба указывает надпись высокие ворота, которые часто называются воротами Нут (следовательно, небесными воротами). В культе открытие дверей алтаря богов считалось символическим открытием небесных ворот.

ДЕРЕВО

Сикомора

Как живые люди отдыхают в тени деревьев, так должны и души умерших иметь возможность опускаться на деревья. На картинах неоднократно изображается, как божественные сущности женских видов деревьев - упомянутые богини Неба Нут и Хатор в образе птиц - подносят мертвым или их душам воду и фрукты. Дерево, особенно финиковая пальма или сикомора, считается, таким образом, деревом жизни: кто выпьет воду жизни и поест небесных фруктов, тот будет жить и после смерти. Многочисленные гробницы имели свое священное дерево; культ дерева был широко распространен во всей стране Нила. В Гелиополе почиталась акация, в которой решается - жизнь или смерть, в чем прослеживается параллель с деревом ишед. На границе с пустыней в Мемфисе почитался бог Херибакеф (т.е. тот, кто под оливковым деревом), который уже в Древнем царстве слился с Пта. Два верхнеегинетских нома имели священные деревья в качестве знака нома: ном Сикомора (распался на 13-й и 14-й номы) и ном Дерево (21-й и 22-й номы). В сказке о двух братьях рассказывается о сердце Ваты, которое живет в крови кедра; когда дерево срубают, Бата должен умереть.

ДЕРЕВО ИШЕД

Дерево Ишед и (слева направо) Атум, фараон, Сешат, Тот

К священным деревьям относится дерево ишед, плодовое лиственное дерево. Известно священное дерево ишед в доме обелисков в Гелиополе. О Ра говорят, что он однажды утром после победы над своим врагом расщепил дерево ишед - метафора для открытия ворот горизонта и восхода солнца. В храме Дендеры на настенной картине изображены два дерева ишед на горной вершине на стороне, где восходит солнце. Особое значение получает ишед как дерево жизни, на листьях которого Тот и богиня Сешат записывают годы правления царей и ставят таким образом время его владычества под защиту богов; оно было популярным мотивом во времена Рамессидов.

ДЖЕД, КОЛОННА ДЖЕД

Слева направо: Столб джед, Озирис в виде джеда

Колонна (столб) джед - это доисторический фетиш, значение которого не вполне ясно. Возможно, он является стилизованной копией дерева жизни, лишенного листьев, или, может быть, столбом с насечками. Вернее всего точка зрения, что джед был первоначально столбом для постепенного привязывания к нему злаковых колосьев. Столб играл роль в сельских религиозных обрядах плодородия; он был знаком власти, в котором должна была сохраняться сила зерна. Отсюда он стал символом времени и вошел таковым в знаковую картинку (иероглиф). Уже в Древнем царстве в Мемфисе имелся особый жрец джеда, достойного уважения,