Манфред Луркер

Египетский символизм

из первоокеана (бассейна) цветка лотоса вырастает солнечный ребенок.

Помогающая при родах Тоэрис обмахивает его веером

Изображение защищающего божества прикреплялось к постели, к подголовнику и туалетным принадлежностям, но также обнаруживается в виньетках Книги Мертвых и даже в храмовых рельефах.

УЗЕЛ

С узлом тесно связана магия запутывания и распутывания. В узле заключена волшебная сила. Амулеты часто закрепляются на шнурках с узлами. Узел у поясов богов, похожий на кровь Изиды, был популярным амулетом. Содержащаяся в узле сила описывается в Книге Мертвых (гл.42) как символ скрытого зародыша, который распускается из своего божественного первоначала: Я - узел судьбы мира, скрытый в прекрасном священном дереве. Недвижен я, большой узел скрытого во Вчера. В моей руке лежит Сегодня

УПУАУТ

В образе стоящего вертикально животного из семейства собачьих (шакала или волка) изображался бог Ликополя. Имя Упуаут означает открыватель пути, и он должен был настраивать на победоносный исход войны. Воинственному характеру бога соответствуют также его атрибуты - булава и лук. Как проводник богов Упуаут открывает своим штандартом праздничное царское шествие. Но не только перед царем, но и перед Озирисом шагает впереди бог, похожий на шакала. Под впечатлением умозрительных идей мистерии Озириса, проводимой в Абидосе, и содержащейся в ней символики воскрешения, многие египтяне велели выбивать на надгробном камне свое желание: Видеть красоту Упуаута при первом выходе. В конце концов, бог в Абидосе в образе двух штандартов идет впереди похоронной процессии и стоит затем в гробнице на страже около умершего.

УРЕЙ

Греческое звучание уреус восходит к египетскому слову, которое - означает вставший на дыбы. Урей был налобной змеей, носимой царем на диадеме, а со Среднего царства на короне. Он имел вид поднявшейся кобры с раздутым воротником. Один египтолог пытался вывести эту эмблему из носимого древними ливийскими племенами налобного локона. Другие рассматривают змею как символическое животное доисторического государства Буто, чья богиня Уто находилась в образе урея на темени царя. Урей - это символ царства, и поэтому его носят также боги царей Гор и Сет. Защищающая от всех зол извергающая огонь змея называется огненным глазом бога Солнца Ра. Путем отождествления с солнечным глазом уреем может называться Хатор, например, в текстах гробниц. Тефнут носит на голове урея из-за своей особой функции богини огня (под именем Упес).

УТО

Имя богини города Буто означает окрашенная в цвет папируса, т.е. зеленая. Также называли и кобру, которая - как змея у рей - была священным животным богини. В более поздние времена им стал ихневмон. Как извергающую огонь змею Уто отождествляли с уреем царя и под конец с глазом Ра. Через свое отношение к солнцу Уто иногда может принять львиную голову с солнечным диском и уреем. В большинстве случаев она все-таки имеет чисто человеческий облик и носит нижнеегипетскую корону или чучело коршуна и урея. Как богиня страны Нижнего Египта Уто является противоположностью верхнеегипетской Нехбет.

УХ

.

Почитаемый в Кусае посох-фетиш изображался в виде стебля папируса, который был увенчан двумя перьями. Ух означает колонна и толкуется как символ небесной опоры. Установлено, что ух был причислен к культу Хатор.

УШЕБТИ

Под ушебти понимают маленькие, обычно в виде мумий фигурки, которыми снабжали умерших. Они должны были в потустороннем мире исполнять различную необходимую работу. В языковом отношении происхождение значения этого слова неизвестно; сами египтяне толковали его с конца Нового царства как ответчик. Когда умершего призывали в потусторонний мир чтобы засевать поля, заполнять каналы водой, переносить песок с востока на запад, тогда он должен был позвать ушебти: Я здесь (Книга Мертвых, гл.6). С этими словами ушебти может выполнить все работы. В старые времена ему давали маленькие модели необходимых инструментов, позднее эти предметы рисовали на фигурках; в скрещенных на груди руках ушебти обычно держат мотыгу. В некоторых могилах было представлено 365 ответчиков, по одному на каждый день.

ФАЛЛОС

Несмотря на свою высокую культуру, древние египтяне изображали производящие силы природы еще сознательнее и аккуратнее, чем их потомки (греки и римляне). Все вопросы эротики в текстах и картинах показываются совершенно реалистично. Но там, где сексуальное выступает в значении выше повседневного, оно изображается