Манфред Луркер

Египетский символизм

двойной (два противоположных) и тем самым для создания верха и низа, дня и ночи, мужчины и женщины (дуализм). У многих народов три является всеобъемлющим числом; основное отношение - отец, мать и ребенок есть зеркальный образ божественного мира. Как пример, приведем триаду в Фивах (Амон, Мут и Хонс), или семью Озириса с Изидой и Гором.

или сто тысяча десять тысяч сто тысяч Миллион

На основании деления дня на три части (утро, полдень и вечер) трижды в день исполнялись молитвы и жертвоприношения. Четыре характеризует стремление охватить пространство. В культе солнца в Гелиополе четырехсторонние алтари были расположены согласно сторонам света. Удвоение четверки вело к восьмиграннику Гермополя, в котором объединены четыре пары древних богов. В магии и мифах, вероятно, самое значительное число -семь. Это число совершенства. У Ра семь ба, по каждому от отдельных богов, чтобы оно было семикратным, так же у Хатор и Маат. Число судей мертвых 42 является шестикратной семеркой. Под девяткой египтянин понимал совокупность людей. Девять луков символизируют подчиненные царю народы. Термин девятка означает всеобщее содружество богов, самым значительным оно было в Гелиополе, к которому относились также Изида и Озирис. Об универсальности этого понятия говорит то, что в Абидосе девятка состояла из семи, а в Фивах из пятнадцати божеств. Число тысяча (идеограмма в виде цветка лотоса) является символическим выражением для большого количества и встречается часто в таком смысле в списке жертвоприношений. Иероглиф 100000 - это головастик, который водился в Ниле в неимоверном количестве. Для миллиона служит изображение стоящего на коленях бога Хах; он часто приводится как символическая цифра бесконечного множества лет (вечности) на сосудах и украшениях; в этом случае он несет в своих вытянутых руках пальмовую ветвь.

ШАКАЛ

Анубис взвешивает сердце усопшего. Фрагметн виньетки из Папируса Ани

Принято считать, что некоторые боги имеют облик шакала, хотя в зоологическом смысле это, скорее, образ какого-то другого животного. Греки видели в Упуауте волка, в Анубисе - собаку. Если иметь в виду последнюю, то, должно быть, речь шла о дикой собаке, живущей в пустыне и скрещенной с волком или шакалом. Сведения о сжирающих трупы собаках послужили причиной того, чтобы считать представителей семейства собачьих символическими животными смерти и проводниками в нижний мир. Хонтаменти является хозяином некрополя в Абидосе; входивший во все времена в верования о мертвых Анубис при Птолемеях считался проводником душ. Даже воинственный Упуаут мог считаться богом мертвых.

ШКУРА

Шкуры животных являются важнейшим символом внешнего превращения, с помощью которого человек хочет указать, а затем и получить в конечном счете изменение внутреннее. Шкура при этом - символ переходной стадии. В качестве знака рождение служат три лисьих шкуры. Присутствующий при рождении защищающий дух Бес вначале носил на спине львиную шкуру, позднее на груди шкуру пантеры. Со шкурой, под которой лежал Текену (т.е. фигура, заменяющая умершего), была, по-видимому, связана идея повторного рождения. Важнейший ритуал выхода для дальнейшей жизни после смерти исполнял так называемый заместитель жреца, в качестве одежды служителя он носил шкуру пантеры. Многие саркофаги из Древнего царства имеют на своих крышках рельеф шкуры пантеры.

ШТАНДАРТ

Слева направо: Знак Хонс; Штандарт Упуаута

Укрепленная на деревянном шесте эмблема появилась в предысторическое время. На культурной ступени Негаде II на глиняных сосудах и наскальных рисунках корабли изображались со штандартами. Значение отдельных эмблем однозначно не объясняется. В исторические времена можно указать на применение трех видов штандартов:

1. Штандарты богов с изображениями и символами отдельных божеств. Они играли большую роль в культе царя, и их несли с собой жрецы во время процессий. Когда царь умирал, его сопровождали на последнем земном пути штандарты богов, эти штандарты назывались проводы Гора. Первым несли штандарт Упуаута, божественного открывателя пути (в образе собакоголового животного), за ним следовали сидящий сокол, стоящий ибис, шагающий Сет в виде животного, так называемый знак Мин (гарпун с двумя наконечниками?) и так называемый знак Хонс. Достойны упоминания два толкования последнего: тронная царская подушка для сидения и сосуд для плаценты царя, которая рассматривалась как сущность-близнец властителя.

2. Штандарты номов состояли из древка и знака нома,