Манфред Луркер

Египетский символизм

небо дыханием своего рта; своими сильными руками он поддерживает тело богини Неба Нут. Другим носителем неба является бог Хах; он изображается стоящим на коленях с поднятыми руками. Также и Анхурет (Онурис), бог города Физ, оказывается в роли носителя неба, и в Новом царстве он часто отождествляется с Шу. Согласно Текстам Пирамид (389), небо подпирается столбом джед.

НУТ

Богиня неба Нут проглатывает вечернее солнце и рождает утреннее

Согласно доктрине о богах Гелиополя, Нут является дочерью бога воздуха Шу и супругой бога Земли Геба. Она также персонифицирует небесный свод; ему соответствует художественное изображение женщины, которая согнулась над землей, касаясь руками и ногами западного и восточного горизонта. Она - хозяйка светил, которые являются ее детьми и о которых говорится: Они входят ей в рот и выходят обратно из ее лона. Нут получает отсюда название свинья, которая жрет своих поросят, и иногда изображается в виде кормящей свиньи. Она также мать бога Солнца Ра, которого вечером она проглатывает, а утром снова рождает. Связанная с этим символика восхождения определила роль Нут в вере, касающейся умерших. Гроб и комната для гроба украшаются звездами или изображением богини Неба (часто с крыльями коршуна и маленьким сосудом в виде шара); гроб сам есть небо, есть нут, из которого умерший пробуждается к новой жизни.

ОБЕЗЬЯНА

Статуэтка Тота в виде павиана

В ранний период был бог-павиан, которого называли Большой Белый (Хезур), который, однако, в период пирамид считался одной из форм бога Тота. Он был защитником и покровителем писателей и священных текстов; имеется много изображений, на которых посвященное этому богу животное сидит на плечах или на голове писателя и наблюдает за ним. Обезьяны, сидящие под потоком воды, льющейся из труб, являются символами Тота как бога летоисчисления. Первоначально Тот был, наверное, лунным божеством, так что неудивительно, что павианы часто изображены несущими на голове диск луны. Более известна связь обезьян с солнцем: обезьяний крик при наступлении дня толковался как почитание. На картинах часто изображается восходящее солнце, приветствуемое павианами с поднятыми передними лапами.

ОБЕЛИСК

Под названием бенбен в Гелиополе почитался священный камень, его признавали первым проявлением прабога Атума-хепри. На этот священный камень должны падать первые лучи восходящего солнца. Бенбен был прообразом обелиска. Монолитные, сужающиеся кверху и снабженные (вероятно, позолоченными) наконечниками, символизирующими маленькие пирамиды, каменные символы считались местом пребывания бога. В солнечных святилищах пятой династии стоял обелиск, в храмовых двориках Нового царства они устанавливались попарно. Это объясняющееся, вероятно, симметрией построение расширилось позже до солнечно-лунной символики; оба каменных столпа связывали с дневным и ночным светилами, они соединяли в сакральном смысле космические полюса. При жертвоприношении дарам, как хлебу и благовониям, часто придавали форму обелиска.

ОБЪЕДИНЕНИЕ

Символическое изображение объединения Верхнего Египта (тростник) и Нижнего (папирус)

Имеющее историческое значение Объединение обоих государств (Верхнего и Нижнего Египта) символически изображалось как событие из первобытных времен, когда сами боги властителю положили к ногам все равнинные земли и горные земли. Символическое изображение объединения обычно приводится на сидении трона статуй властителя: на картине их гербовые растения (верхнеегипетский тростник или лилия и нижнеегипетский папирус) охватывают обе страны Гора и Сета вокруг иероглифа сма (объединение, знак-картинка состоит из легкого и трахеи); царь занимает место над этим сплетением, сидя на троне, стоя или через свой картуш. Иногда Сета заменяет бог Тот; наряду с властителем могут быть изображены богини стран Уто и Нехбет.

ОГОНЬ

Религиозное значение огня основывается на восприятии его как разрушающей, но также и благотворной силы. Всеразрушающая стихия олицетворяется в змее у рее, который является извергающим огонь глазом бога Солнца. Миф называет родину бога Солнца огненным островом, что является метафорой утренней зари, из которой каждый день рождается свет солнца. Роль зловещей разрушающей силы огня в потустороннем мире описывают нагробные тексты: огненные потоки и извергающие огонь существа угрожают дальнейшей жизни после смерти и напоминают средневековые христианские видения преисподней. Однако умерший сможет преодолеть демоническую