Манфред Луркер

Египетский символизм

власть бездны потустороннего мира, если сам превратится в извивающееся пламя. Пламя считалось символом чистоты и очищения; оно изгоняет силу Сета и уничтожает зло. Среди атрибутов богини защиты Тоэрис, имеющей образ бегемота, находится факел, пламя которого должно отгонять опасных демонов. Чтобы очистить умерших от земного загрязнения, их в поздний период часто сжигали.

ОЗИРИС

Озирис на троне

Наиболее известным и в своей символике, вероятно, самым всеобъемлющим образом является Озирис. Его имя, возможно, означает место глаза, и в этом случае оно согласуется с его знаком. Уже в давние времена хтонический бог плодородия Озирис слился с древним богом царей Анецти в Бузирисе; от последнего он перенял знаки владычества - жезл-крюк и плеть. Растительный аспект его божественных качеств символизируется в зерне: -помещение в землю (погребение), покой в темноте (нижний мир) и всход нового урожая (воскрешение).

Суд в потустороннем мире (Суд мертвых). Главный фриз: слева Озирис, у трона слева внизу знак Объединение. Трон и плита под ногами Озириса стоят на повторенной пять раз группе символов: Все - счастье и жизнь. На высоте груди Озириса фетиш имиут и четыре сына Гора (на цветке лотоса), затем животное Суда, которое глотает злодеев. Справа, рядом с весами для взвешивания сердца в сравнении с пером правды, черный шакалоголовый бог - это Анубис. На среднем фризе под небесными звездами сидят судьи мертвых

От своего отца, бога Земли Геба, Озирис получает власть над земным; он вводит земледелие и виноделие и получает имя Веннофер, т.е. вечно добрая сущность или совершенный. Его брат Сет завидовал ему в этом успехе власти; он заманил Озириса в ящик и бросил его в Нил. Легенда о том, как Озирис был разорван на части, должно быть, возникла в более позднее время, поскольку, как утверждали многие города, у них находились части его тела: в Бузирисе - позвоночник (столб джед), в Абидосе - голова, в Мендесе - фаллос, в Филэ - бедро. Соприкосновение культа Озириса с культом Гора приводило к компромиссу, при котором бог-сокол объявлялся сыном Озириса. Из этого вытекает царская символика, где живой правитель является олицетворением Гора, умерший царь становится - Озирисом. С начала Среднего царства все просветленные умершие становятся Озирисом, который сам является символом воскрешения. Повторное воскрешение Озириса частично приписывается искусству бальзамирования Анубиса, частично Изиде, которая своими крыльями подгоняет воздух жизни к умершему, частично также Гору, который обнимает своего отца и дает ему съесть глаз Гора. Цвет кожи бога символичен: он либо белый, как бинты мумии (в большинстве случаев связаны ноги, т.е. в позе мумии), черный, как указание на царство мертвых, или зеленый, в знак воскрешения.

ОКУРИВАНИЕ

Окуривание имело прежде всего значение очищения; фимиам (ладан) очищает и украшает, освобождает от тифонических сил.

Курильница в руках царя Чаша для благовоний (с живицей и пламенем)

Считалось, что фимиам - это пот бога, капли которого упали на землю. Поднимающийся вверх дым в культе мертвых символизирует направление пути в потусторонний мир. На храмовых рельефах часто изображали подношение аромата бога. В качестве курильницы служила чаша, которая со времени Нового царства ставилась на имитирующий человеческую руку держатель, конец которого переходил в голову бога; вторая чаша служила для хранения зерен фимиама.

ОПАХАЛО

Вместе с практическим значением как предмета, дающего тень и создающего прохладу, опахало имеет также символическое значение. Это средство божественной защиты и в живописных изображениях часто находится позади священных животных. Опахало относится к культовому символу бога плодородия Мина. И наконец, опахало - это символ тени человека, в котором ощущается связь с ба-птицей.

ОРИЕНТАЦИЯ

По дневному ходу солнца среди сторон света отличаются по своему значению восток и запад. С ними связывается представление о рождении и смерти. Некрополи в большинстве случаев располагались на западе; иносказательно умерших называли западными. С начала Древнего царства мертвых укладывали лицом к восходящему солнцу. Относящийся к пирамидам храм мертвых (начиная с четвертой династии) располагался на востоке. Вход в пирамиды всегда на севере, это направление неба указывает на вечные звезды полярного круга как образ потустороннего мира. Не только гробницы, но и храмы ориентированы, хотя и с малыми исключениями (например, ориентированный