Манфред Луркер

Египетский символизм

он помогает при родах. В Эсне, на юге Египта, Хнум -творец всего сущего, он даже сам - весь мир. В нем объединены Ра (солнце, небо), Шу (воздух), Озирис (нижний мир) и Геб (земля). Так следует понимать четырехголовые изображения Хнума. Имя бога означает баран, и относилось оно вначале к различным бараньим богам, которые в исторические времена большей частью исчезли.

ХОНС

Имя фиванского бога означает Странствующий. Имеется в виду странствование по небу, ведь Хонс - бог Луны. Он изображается в виде молодого человека в позе мумии со связанными ногами. Через божественное детство - отец Амон, мать Мут - Хонса связывают с двумя другими сыновьями богов: с Шу, держащим небо, и с богом Гором. От последнего он перенял символы власти, жезл-крюк и плеть. Из-за близости к богу-соколу Гору Хонса часто изображают с головой сокола, при этом лунный диск над серпом луны затеняется солнечным диском. Под названием Хонс -ребенок» следует понимать форму юного бога Солнца, которого призывают для защиты от диких зверей. В этом качестве Хонс и Гор изображаются стоящими на крокодиле. В качестве Хонса-советчика (названного греками Хеспикисом) его призывали на помощь в случае недомогания.

ХРАМ

Задаваемые жрецами предписания о строительстве храма приходили к богу Тоту. Прообразом храма служит шалаш из тростника с закругленной крышей и размещенным перед ним двором, у входа в который стоят два шеста с треугольным платком на каждом (позднее со знаком-картинкой для обозначения бога). Дополненные в дальнейшем до четырех (на пилонах государственного храма в Карнаке их было даже восемь) столбов (мачт) с флагами, они имели значение отвращающих беду. Уже в ранние времена дом бога (хат нутер) характеризуется тремя элементами: капелла, переднее помещение и двор. Квадратная или прямоугольная капелла содержит алтарь с изображением бога; здесь же хранятся культовые символы (как жезл бога и булава) и часто переносная ладья. Вокруг этого главного святилища группируются соседние капеллы для примыкающих богов. Чем более удалены от главного святилища помещения храма, тем шире и выше они становятся, тем более они открыты свету. Пилоны назывались Изида и Нефтида, они возносят бога Солнца, который сияет у горизонта. Весь храм - это каменный символ мира. Нижняя часть символизирует землю, из которой поднимаются растения (папирус, лотос и пальма в виде колонн); потолок - это небосвод, и поэтому украшен звездами.

ЦАРЬ

Псусеннес I, 1040-990 гг. до н.э.,21-династия

Для египтян царь был точкой кристаллизации всего сущего. Он был дверью между этим миром и потусторонним миром, так как он нес в себе оба бытия; он был и человек, и бог. Тексты Пирамид (1037) говорят о царе, что ни один член (его тела) не свободен от бога. Это означает, что царь объединяет в себе всю божественную власть. Голова соответствует Гору-соколу, лицо - открывателю пути, нос - Тоту, бедра - богине лягушек; даже ягодицы находят свое соответствие в богинях Изида и Нефтида, вместо которых уже во времена пирамид выступают дневная и ночная ладьи. Как сын бога Ра, царь был живым образом на земле бога Солнца. Через культовый ход вокруг стены он владел символически своим государством. Вместе с плетью и крюком, знаками земного правителя, он носит часто относящийся к богам скипетр уас, а его голова украшалась уреем, т.е. огненным глазом бога Солнца Ра. К царскому наряду относится хвост животного; в нем видят прежде всего несущий чары охоты хвост собаки; египтяне толковали его как хвост быка, так как их царь считался сильным быком.

ЦВЕТА

Слово цвет для египтян означает одновременно сущность; цвет есть не что-то случайное, а нечто свойственное предмету. Когда говорится о богах, что не знают их цвета, то это означает непостижимость их сущности. В живописи краскам сверх функции заполнения (покрытия) плоскости приписывают характер движения; так, противостоит агрессивному способствующему жизни и угрожающему жизни красному цвету опускающийся и снова вытекающий в бесконечность синий цвет. Синяя раскраска Амона означает его космическую сущность. Другие боги носят синие парики или синие бороды. Амбивалентность цветов особенно проявляется у черного цвета: намек на смерть и преисподнюю, но одновременно и на возрождение. Зеленый цвет считается цветом растительности; делать зеленые вещи означает приносить добро, в противоположность красным вещам, которые указывают на зло. У Озириса как бога растительности (а также как возрождающегося) было прозвище Великий Зеленый. Цвет