Манфред Луркер

Египетский символизм

Первый - это бог воздуха (дыхание), Тефнут - это сырость (слюна). В качестве мифического места рождения здесь выступает рот: Я излил из своего собственного рта. Я выплюнул Шу и выплюнул Тефнут. В Текстах Пирамид упоминается, что земля появилась из слюны прабога Хепри в облике жука. Целебная сила слюны демонстрируется в предании о потерянном и вновь найденном лунном глазе, который обплевал бог Тот и снова наполнил (образ растущей луны).

СОКОЛ

Бог Солнца Ра в образе сокола

Высокий полет и радостная боевая отвага сокола определили ему в культовом почитании особое место. Уже во времена пирамид образ сокола в знаке служит признаком божественности. Как царь воздуха сокол стал священной птицей царя богов Гора и символом божественной царской власти. Так должны пониматься статуи сокола с двойной короной на голове (например, в храме города Эдфу). Гор - бог Неба, который своими большими крыльями оберегает землю. Наряду с ним есть еще несколько богов, связанных с обликом сокола: бог борьбы Монс с головой сокола, бог Солнца Ра с солнечным диском и бог мертвых Сокарис. В уравнивании с Гором как с небесным божеством Хатор называют самкой сокола. Во времена пирамид небесное путешествие царя изображается как полет; также ба-птица (образ души), как правило, рисуется в образе сокола. В поздний период гробы в виде мумии или сами мумии имели часто маски сокола.

СОЛНЕЧНЫЙ ГЛАЗ

Солнце считалось правым глазом бога Неба, который, согласно старому представлению кочевников, представлялся парящим над землей соколом. Так, солнце было прежде всего правым глазом бога-сокола Гора, но вскоре оно стало рассматриваться как глаз Ра. Солнечный глаз - это не только часть тела Ра, он может также выступать и как самостоятельная сущность. Есть мифы, где глаз отделяется от Ра, то ли по приказу (например, для уничтожения врагов), то ли из-за гнева против самого Ра. Оба мотива объединены в рассказе о том, как выполнивший свое поручение солнечный глаз вернулся к Ра и обнаружил, что другой выросший тем временем глаз занял его место. Бог помирился с солнечным глазом, поставив его в виде урея на свой лоб. Согласно Текстам Пирамид (705), солнечный диск между рогами Хатор - это солнечный глаз.

СОЛНЕЧНЫЙ КОРАБЛЬ

Передача солнечного диска с дневной ладьи на ночную

Представлению о небе как о водном пространстве соответствует мифический образ ладей, в которых по нему плавают светила. К самым значительным относится сверкающий золотом солнечный корабль. Собственно, это два корабля: дневная ладья (манецет) и ночная ладья (месектет). Имеются картины, на которых появляются богини востока и запада и - по мере надобности, стоя на корме ладьи - обмениваются диском с бараньеголовым богом Солнца. Ладьи отождествляли с глазами хозяев неба. Ассоциируясь с символикой направлений (запад - направо, восток - налево), плывущая на запад (царство мертвых, потусторонний мир, тьма) ночная ладья стала правым глазом (солнце и манецет), а плывущая на восток восходящая дневная ладья - левым глазом (луна и месектет). Модели солнечных кораблей находились в гробницах, они отражали желание умершего принять участие в поездке Ра. Являются ли найденные в пирамиде Хеопса две ладьи солнечными кораблями (как принимается в большинстве случаев), не установлено; вероятно, они должны были только осуществить желание умершего поехать на великий праздник богов.

СОЛНЦЕ

В солнечной символике обнаруживается многогранность и сложность египетского мышления. Между внешним видом символа (солнце) и носителями символа (боги Солнца) имеются многочисленные связи (пересечения).

Изображения восходящего солнца (из гробницы Сеннуджема в Дер-эль-Медине, 20-я династия). Слева: Солнце над двумя деревьями горизонта (часто также над двумя горными вершинами). В середине: Солнце-ребенок Ра-Атум на небесной корове. Справа: Ра-Харахти с головой сокола на троне мирового порядка (символ Маат)

Имя светила звучит как Ра. Так же называется олицетворяющий его бог. Наряду с ним имеются еще солнечные божества. Хорахти - бог утреннего солнца, к ним относится и Хепри в образе крылатого жука. Атум и боги с бараньими головами (например, Хнум) считаются хозяевами вечернего солнца. Три важнейших дневных образа солнца - это утром жук, в полдень - солнечный диск (то есть сам Ра), вечером - баран. В позднюю эпоху солнцу предоставлялся отдельный образ на каждый час: в первый и второй час - ребенок; в седьмой час - обезьяна, пораженная стрелой (лучом солнца); в одиннадцатый и двенадцатый