Манфред Луркер

Египетский символизм

(гл. 28). В загробном мире судьи мертвых кладут сердце умершего на весы. Истинная сущность человека открывается в его сердце, которое умоляют не выступать в качестве свидетеля против умершего, с тем, чтобы не показалось правителю в загробном мире мое имя вонючим и тухлым. Скарабей, положенный на мумию и завернутый в бинты вместе с сердцем, должен как амулет препятствовать неблагоприятному свидетельству сердца. Сердце является также местом мужества и разума, прабог Пта выдумал вселенную своим сердцем и наградил ее обликом своим созидательным словом.

СЕТ

Сет сражается с Апопом

Бог Сет почитался в облике животного, которое зоологически точно не определено. Попытки толкования очень широки: от трубкозуба через окапи и собачьих до антилопы. В древнейшие времена, согласно изображениям, он больше всего походил на осла. В любом случае, у верхнеегипетских кочевников в этом животном олицетворялась власть их правителей, в то время как у земледельцев дельты он был символом беды. Так Сет оказывается в качестве (верхнеегипетского) партнера (нижнеегипетского) бога царей Гора. Египетский царь сам объединяет как наследник обоих братьев должности Гора и Сета. Стоя на носу солнечного корабля, Сет борется со змеей Апоп. До времени гиксосов Сет считался главным богом, во времена 18-й и 19-й династий он был богом защиты Рамессидов, отсюда имя царя - Сетос. Сет считался прежде всего богом пустыни и оказывался противником Озириса. Как красный бог он стал олицетворением злых сил; через его дыхание выходят из земли черви. Он - хозяин металла, железные руды называются костями Сета. С распространением веры в Озириса Сет объявляется на время вне закона. Гор поднимается, чтобы отомстить за своего отца, в последующей борьбе Сет теряет семенные яички, Гор - глаз. Все же в сердцах сражающихся Тот унял жгучую -ярость (Книга Мертвых, гл.183). В качестве относящихся к Сету животных наряду с ослом и антилопой рассматриваются прежде всего свинья, бегемот, крокодил и рыбы.

СЕХЕМ

Слово сехем служит для обозначения понятия власть, когда речь идет о стоящих между богами и людьми сущностях, вроде звезд. Сехем подходит также богам. У Озириса прозвище Большой Сехем, который живет в финитском номе. Сехем как фетиш может стать формой проявления божественной силы; речь идет о посохе властителя, на верхней части которого нарисована пара глаз. Этот символ власти происходит из Абидоса, связан с Озирисом и становится настоящей эмблемой бога мертвых Анубиса (наряду с собакой на его штандарте).

СЕШАТ

Под этим прозвищем (слово сешат - это грамматическая форма женского рода от сеш - писец), относящимся к книжному дому, почитается богиня искусства письменности. Считается, что при закладке храма она или один из жрецов размечает с помощью мерной веревки план храма; тем самым Сешат является также госпожой строителей. Ее самая значительная функция - записывать отведенные царю годы правления и юбилеи. Ее не очень подробно определенный головной убор похож на семиконечную звезду с ручкой (серп луны?), часто завершаемый двумя перьями сокола. В руке она держит обычно пальмовую ветку, поверх платья часто носит шкуру пантеры.

СИКОМОРА

У восточных ворот неба, из которых ежедневно выезжает по утрам Ра, стоят две сикоморы из бирюзы (Книга Мертвых, гл.109). В - Текстах Пирамид (916) говорится о той высокой сикоморе у восточного неба..., на которой сидят боги. Сикомора становится небесным деревом -и считается формой проявления богини неба Нут, которая мертвого Озириса должна заслонить и его душу в своих ветвях омолодить. Листья сикоморы имели значение амулета, так как они способствуют многим вещам.

Богиня сикоморы (Хатор) утоляет жажду усопшего. Виньетка из Папируса Ну Позднеегипетское культовое место бога-крокодила Сухоса называется дом сикоморы. К старейшим культам дерева относится культ Хатор, хозяйки сикоморы недалеко от Мемфиса.

СИСТР

Культовый музыкальный инструмент использовался в соответствии с обычаем: в честь богини Хатор срывали пучок зонтиков папируса и встряхивая ритуальными движениями извлекали из него шуршащий звук. Различаются систр-лук и систр-наос. Последний был распространен до Древнего царства. Рукоятка этого систра оканчивается головкой Хатор, на которой стоит наос, охваченный двумя закрученными вверх ручками (обозначение коровьих рогов богини?). Часто в наосе оказывается урей; оба вида систра имеют, как правило, три или четыре палочки-трещотки в форме змеи. Лук-систр