Кэрол Л.Дау

Афро-бразильская магия

в главе 2, тоже нашли воплощение

некоторые туземные представления, которые в африканских традициях вообще

отсутствуют или отличаются от них.

BEPИMBAУ. Этот музыкальный инструмент бразильских индейцев применяется во

время ритуальных танцев. Влияние индейских традиций на умбанду выразилось, среди

прочего, в использовании их музыкальных инструментов.

Во всех описанных в этой главе сектах музыка, танцы и ритуалы предназначены для

вызывания духов-наставников и ориша, которые нисходят в тела медиумов. В

следующей главе вы встретитесь с ориша и узнаете о той вызывающей благоговейный

трепет силе, которой они обладают.

Примечания

1. Согласно Фаусто Купертино, который в своей книге As Muitas Religixes do Brasileiro

выступает в защиту католицизма, во время переписи, проводившейся в середине 70-х,

было установлено, что более двух третей бедного населения, обитающего в городских

трущобах, верит в целительную силу вождей этих сект и в эффективность принесения в

жертву животных и растений. Более 25 процентов опрошенных утверждали, что о

духовном исцелении они знают из личного опыта. Купертино, как и другие католики,

сокрушается о широком распространении некатолических религий - афро-бразильских

культов, протестантизма и пяти-десятничества. Он пишет, что около 100 лет назад 99,7%

населения при переписи объявляли себя католиками, в середине 70-х их количество

упало до 75% и продолжает уменьшаться, о чем можно судить по записям регистрации

католических крещений, конфирмации и браков. Хотя в настоящее время отсутствует

какая-либо надежная статистика, учитывая бурный рост рядов протестантов и

пятидесятников, а также усиление умбанды, я не удивлюсь, если в настоящее время

число некатоликов приближается к 50 процентам.

2. Изменения были внесены в 1977 году на Генеральной ассамблее епископов

бразильской католической церкви в Итайси и впервые появились в литургическом

Служебнике для мессы с популярными группами.

3. Из заявления одного из фанатиков, Луривадды Алвеса ди Соузы, корреспонденту

'Жорнал ду Бразил', 1977.

4. Спириты (спиритисты, спиритуалисты) - религиозное движение, получившее

широкую известность в девятнадцатом столетии. Они верят, что во время

спиритических 'сеансов' мертвые могут общаться с живыми через медиума

('посредника'). Медиум передает информацию либо вербально, голосом умершего,

либо посредством 'автоматического письма' и рисунков. Спириты видят свою миссию в

том, чтобы доказать, что жизнь после смерти действительно существует.

5. Раймунду Нина Родригес, врач по профессии, был первым ученым, занявшимся

изучением кандомб-ле. В 1896-1906 годах им было написано несколько статей на эту

тему, которые появлялись в различных газетах и журналах. Хотя он сам принадлежал к

смешанной расе, но был уверен, что афро-американцы стоят ниже белых и что выходцы

из Африки никогда не смогут полностью влиться в бразильское общество. В 30-х годах

нашего столетия Артур Рамуш посвятил культуре кандомбле ряд книг и статей. Он

придерживается более уравновешенного подхода, хотя и склонен объяснять феномен

сект методами психоанализа. Уже почти в наши дни несколько трудов с полным

описанием этих сект были выпущены французами - Роже Бастидом и Пьером Верже.

6. Слово макумба произошло от двух слов языка киконго - глагола маку и

образованного от него причастия прошедшего времени мба - и означает 'гадание'.

Простые люди часто используют слова макумба и кимбанда в одинаковом смысле - для

обозначения черной магии. Согласно 'Словарю африканских культов', макумба - это

'общий термин для афро-бразильских культов, видоизмененных под влиянием анголо-

конго-лезских, индейских, католических, спиритических и оккультных учений,

практикуемых главным образом в Рио и штате Минас-Жерайс'.

Слово кимбанда произошло откимбуду, что на языке киконго означает 'колдун,

знахарь'. Кимбанда - это, фактически, одна из 'Линий' умбанды, которая практикует

черную магию и поклоняется эшу, помба-жирам и Омулу. Ритуалы и посвящения могут

проводиться на кладбищах. Для заклинаний и приношений божествам, которые они

'отправляют' на перекрестках дорог и в других подобных местах, кимбандисты часто

используют пембъг (цветные мелки), порошки, травы и различные части животных.

Подобно умбанде, кимбанда делится на семь 'Линий'.

7. Религия пажеланса получила свое название от родового названия ее жрецов - паже,

или колдуны-знахари. Последователи этих культов поклоняются эн-кангпаду -

'очарованным'