Кэрол Л.Дау

Афро-бразильская магия

что только они заслуживают наказания.

Так народ Шанго (включая помилованных воинов, которые теперь стали самыми

преданными последователями этого оригиа) получил урок правосудия и милосердия.

Младшие ориша

Следующие божества, хотя они фигурируют в мифах и даже иногда вселяются в

медиумов, не нашли в Бразилии большого количества почитателей,

Эуа или Эва

Дочь Наны и сестра-близнец Ошумарэ (в тех традициях, где Ошумарэ не считается

божеством женского пола или двуполым), эта владычица африканской реки, носящей то

же имя, является богиней красоты, гармонии и очарования. Она воплощает все хрупкое

и чувствительное. Эуа столь прекрасна, что однажды мужчины сражались на смерть за

право обладать ею. Чтобы остановить кровопролитие, она превратилась в лужицу воды,

которая испарилась в небо, сконденсировалась в тучку и выпала на землю в виде дождя.

Поэтому она известна как божество превращения. Эуа синкретизируется с католической

мадонной Монсеррат.

Ироко

Бог Ироко, который в традиции африканского племени жеже известен как Локо, а в

ангольских ритуалах- Тими, олицетворяет постоянную смену сезонов года. Тими

всегда в движении, ведь стоит ему остановиться - и все живое погибнет.

Ироко синкретизируется со многими святыми, в частности, со св. Франциском

Ассизским и св. Лаврентием. Интересно, что это божество имеет облик дерева журемы,

которое его поклонники украшают лентами, как кельты в северной Европе когда-то

украшали свои священные деревья и колодцы. Пищу, которая приносится ему в жертву,

часто оставляют под деревьями, особенно если это жертвенный петух или коза. Танец,

посвященный Ироко, исполняется на коленях; при этом танцор или танцовщица делает

руками движения, словно раскапывает клад, а потом показывает на небо, как бы говоря:

'Бог - и на небе, и на земле'.

Логу н-Одэ Этот бог рыбы и рыбаков - сын Ошоси и Ошун. Иногда изображается в виде женщины

со струнным музыкальным инструментом, напоминающим лиру, игрой на котором она

зачаровывает всех, кто ее слышит. Цвета этого оригиа, - зеленый, синий и желтый. Он

синкретизируется с Архангелом Михаилом. Некоторые легенды путают его с Ошоси.

Оба

Третья жена Шанго - воинственная богиня, которая синкретизируется с Жанной д'Арк.

В некоторых легендах Ианса заставляет ее отрезать свое собственное ухо и сварить его,

чтобы доставить удовольствие Шанго; согласно другим преданиям, ухо Обе отрубила в

приступе ревности Ошун. В любом случае ясно, что Оба лишилась уха из-за любви.

Хотя основными фигурами афро-бразильского пантеона являются ориша, в жизни

бразильцев присутствуют и другие, грозные сущности. Они ежедневно помогают людям

улаживать их судьбу. С ними вы познакомитесь в следующей главе.

Примечания

1. Аше дословно переводится 'да будет так', но обычно этим словом обозначаются те

принадлежащие божествам силы, которые сконцентрированы в священных предметах

культа. Сами священные предметы также стали называть аше; они защищают,

обновляют и концентрируют энергию божеств храма.

2. Филъю-ди-саиту (в женском роде филъя) переводится как 'дитя святого', что

означает последователь культа. Культ рассматривается как семья, в которой лидер

является майе-ди-санту ('матерью святого') или пай-ди-санту ('отцом святого').

Главные помощники матери или отца называются 'маленькая мать' или 'маленький

отец'. Медиумы и почитатели культа - это 'сыновья' и 'дочери'.

3. Другие верующие считают, что старшая богиня Нана является матерью всех ориша.

4. Ифа - это бог судьбы и гадания, который иногда синкретизируется со Святым

Духом. Если Эшу - Посланец Тьмы, то Ифа - Несущий Свет. Он никогда не

воплощается в храме.

ГЛАВА 3

Грозные сущности

Желтый диск луны, скупо освещавший наш путь, теперь был окутан густой сетью

облаков. К тому же над тропой нависали тропические деревья, густо покрытые

испанским мхом, что вообще лишало нас естественного освещения и замедляло

передвижение группы даже больше, чем сама извилистая горная тропа, по которой мы

брели. Нам мешали еще и накидки из черного и красного атласа, которые пришлось

надеть, а также все те приношения божествам и ритуальные инструменты, которые мы

несли с собой. Иногда мы спотыкались об огромных черных птиц, сидевших прямо на

тропе, и они с шумом взлетали на деревья, заставляя нас вздрагивать от страха. Я

ощущала, как птицы бешено били крыльями, когда улетали в темноту, визгливо

выкрикивая проклятия в наш адрес.

Напряженно вглядываясь в окружающий нас мрак, изо всех