Кэрол Л.Дау

Афро-бразильская магия

духам. Их медиумы, как и африканцы, впадают в транс - отчасти в

процессе танца, а отчасти под действием наркотиков. Макумба в 'ио и кабоклу-

кандомбле в Баии используют музыкальные инструменты индейцев - например,

марака-сы и трещотки. 8. Религия шанго названа так по имени первого африканского божества, вступившего на

землю Бразилии.

9. Возможное происхождение слова катимбо - от двух слов языка индейцев тупи: каа,

что означает 'лес' или 'лист', и тимбо, 'ядовитое растение'. Кроме того, катимбо

имеет общее происхождение со словом кашим-fo - 'курительная трубка'.

Приверженцы катимбо используют для вхождения в транс курение марихуаны, табака, а

также листьев и коры дерева журема.

ГЛАВА 2

Аше: силы ориша

Африканский миф гласит: когда Бог-Отец Олорун закончил сотворение мира и всего,

что в нем есть, Он удалился в Свои высокие сферы на заслуженный отдых. Вместо себя

Он оставил нескольких помощников, которые исполняют Его волю на материальном

плане. Эти божественные посредники между Богом и человеком называются оригиа. В

переводе с языка йоруба это слово означает 'младшие боги', то есть силу, которая

уступает только воле Бога-Отца.

Фактически ориша представляют такие мощные вибрационные силы природы, как

ветер, гром, молния, дождь и землетрясения. Их сила - это не грубая, примитивная,

бесцельно расходуемая сила; они не тратят свою энергию на выполнение механических

действий, подобно элементалам западной магии. Ориша - это духовные сущности

высшего эволюционного плана. С их силами можно устанавливать дружеские

отношения, и, обладая сознанием и разумом, они могут откликаться на призывы

верующих.

Динамическая сила ориша, которая называется агие [1], может концентрироваться в

определенных объектах - либо естественным образом, как в растениях, либо с

помощью согласованных усилий верующих, которые во время специальных ритуалов,

основанных на жертвоприношении, призывании (инвокации) и молитве, направляют

вибрационную энергию в особые камни и металлические предметы. Эти заряженные

предметы, называемые асентаменту, закапывают под центральной колонной,

поддерживающей террейру, чтобы жизненные силы ориша защищали храм и снабжали

его энергией.

Считается, что своего высокого уровня развития ориша достигли, не проходя через ряд

последовательных воплощений на Земле. Тем не менее многие из этих божеств слились

(синкретизировались) в сознании верующих с католическими святыми, которые,

конечно же, должны были прожить земные жизни. Синкретизм - это очень интересное

явление религиозной жизни. Он имеет место, когда две религии оказывают друг на

друга такое сильное влияние, что характерные особенности их богов смешиваются и

перепутываются. В конечном счете два божества разных религий сливаются в одну

сущность. Прежде чем ориша синкретизировались с католическими святыми, они

претерпели ряд изменений, когда различные африканские племена, попав в бразильское

рабство, перемешались между собой. Многие ориша, принадлежавшие йоруба и другим

суданским культурам, а также ориша культуры банту обладали весьма сходными

качествами , так что примерно 400-600 исходных африканских ориша в Бразилии

превратились в небольшую группу богов. Ассимиляция не была полной, в результате

чего эти боги окружены разными, часто противоречивыми мифами, а их характерные

особенности могут быть разными в разных храмах.

Ориша, как высшие повелители природных стихий, оказывают непосредственное

влияние на людей, которых они могут защищать или наказывать. Их силами можно

управлять, используя послушание, приношение и воплощение (вселение духа в медиума,

который будет его носителем). Хотя силы этих представителей Всевышнего Творца

ограничены осуществлением Его воли, выражаемой через Его сына Ошалу, ориша все-

таки очень влиятельны, ведь это они руководят ходом человеческой жизни и

совершаемыми людьми поступками. Все они, как и люди, обладают положительными и

отрицательными качествами. Подобно людям, они могут поступать хорошо или плохо.

Они убивают и лечат, защищают и наказывают, любят и ненавидят. Дружеские

отношения с ориша можно установить с помощью их символов и цветов, особых одежд,

ожерелий, танцев, барабанных ритмов, священных песен, камней и приветствий.

Почитатели боятся ориша, но при этом любят их.

Зажигательная музыка и танцы во время собраний помогают призывать ориша или

духов-наставников, чтобы они вошли в тело медиума и передали через него свою

целительную силу или высшие