Кэрол Л.Дау

Афро-бразильская магия

каури'.

Когда-то это была игра, правом играть в которую обладали исключительно баба-шо,

бывшие также жрецами Ифы, ориш прорицаний, который иногда синк-ретизируется со

Святым Духом. В современной Бразилии баба-шо былых времен почти полностью

исчезли и тяжесть общения с невыразимым духом взяли на себя бабалоригиа и другие

лидеры террейру.

Это сложная игра, и так как в своей интерпретации расклада брошенных раковин она

опирается главным образом на устные традиции, специалистами в ней могут стать

только ученики, которые полностью отдают себя этому делу. Игра заключается в

бросании шестнадцати раковин каури

-------------------------

Некоторые прорицатели предпочитают бросать четыре, восемь, семнадцать раковин и

даже больше, в зависимости от степени своей искушенности и склонностей.

в круг, который либо рисуется на полу, либо наносится на низкий стол или кусок ткани.

Круг может быть также образован с помощью гиа.

Раковины слегка расщепляются металлической пилочкой или отверткой, так что, падая,

одни поворачиваются кверху приоткрытой стороной, а другие гладкими спинками.

Соотношение закрытых и открытых раковин дает число, называемое оду. Другие факторы, которые используются при интерпретации расположения раковин, включают

относительное расположение каждой раковины и конфигурацию, которую образовали

раковины при падении.

Как и в описанной выше сценке, круг иногда очерчивается с помощью гиа, которые

представляют определенных оригиа. Круг может содержать также такие предметы, как

камни, семена и монеты, при этом каждый из этих предметов меняет смысл

распределения раковин. В другой раз прорицатель может постелить скатерть, на которой

изображены почту ршикаду (магические символы), что опять внесет в расположение

раковин новый смысл. Свою лепту в интерпретацию результатов гадания вносит также

конкретный головной оригиа и другие покровители клиента.

Каждая раковина имеет какой-то общий смысл, например спокойствие, сомнение,

умопомешательство, непокорность. Эти их значения могут интерпретироваться в

группах, состоящих из четырех раковин, или для каждой раковины отдельно. Иногда

раковины бросают два-три раза, чтобы пролить больше света на интересующий клиента

вопрос. Каждое оду представляет ориша, который 'говорит' через него. Так например,

когда, как в описанном выше случае, бросается шестнадцать раковин и тринадцать из

них ложатся кверху лицом (раскрытой стороной), а три - лицом вниз (закрытой

стороной), конфигурация выражает оду, управляемое ориша Наной. Чтобы понять

смысл оду и пролить свет на вопрос, гадающий должен знать вотчины всех ориша, а

также их жития. Он должен также запомнить особые 'показания', или средства,

позволяющие преодолеть отрицательные аспекты оду.

Может быть создано несколько подразделений оду, для чего они умножаются на

шестнадцать, находится сумма, которая опять умножается на шестнадцать. В результате

получается 256 оду, что считается разумным -числом, которое может запомнить

искушенный чтец. Но эти оду можно опять умножить, чтобы довести их ^количество до

4096, причем каждое из них будет иметь свой смысл. Сомнительно, однако, чтобы кто-

либо мог когда-нибудь запомнить больше 4000 возможных оду.

Если говорить правду, многие прорицатели, давая свою интерпретацию расположению

раковин, полагаются скорее на интуицию, чем память. Для того, кому дриходилось

наблюдать разные западные виды гаданий в действии, я могу сказать, что независимо от

того, на чем основана игра в раковины, рядом с ней такие методы, как бросание рун,

кажутся детской забавой.

(Того, кто поставит себе целью научиться гаданию с помощью раковин каури, я

отсылаю к своей следующей работе, 'Игра в раковины'. Это будет, насколько мне

известно, единственная книга на английском языке, полностью посвященная этой

древней афро-бразильской традиции.)

***

Теперь, когда у вас есть основа для понимания некоторых практик этих сект, время

рассказать, как применяется бразильская магия для исцеления тела и духа, чему и будет

посвящена следующая глава.

ГЛАВА 6

Целительство

Однажды, когда я жила в Бразилии, моя кожа неожиданно покрылась сыпью, как будто

меня искусали полчища комаров. Первый 'укус' появился на пальце ноги и в течение

трех недель сыпь покрыла все тело, дойдя до самой макушки. Проверка постели, чтобы

установить, нет ли в ней клопов, и вываривание простыней не принесли никаких

результатов. Медсестра американского консульства была в полной растерянности,