Кэрол Л.Дау

Афро-бразильская магия

цивилизацией. В наши дни появились новые романтики -

сторонники защиты окружающей среды, - которые защищают права индейцев и не

дают умереть мифу о благородных дикарях. Многие бразильцы дают своим детям

индейские имена - например, Моэма, Бартира и Уйтан.

10. Хотя количество кабоклу приближается к бесконечности, наиболее известны из них

следующие: Ара-рибойя, глава Линии Ошоси и исторический вождь индейского

племени, который, по рассказам, в колониальные времена сражался рядом с

португальцами против французских захватчиков, вторгшихся в Рио-де-Жанейро;

Арранка-Току (Устранитель Препятствий); Арруда (Рута, растение, обладающее

магической силой); Кобра Корал (Коралловая Кобра); Педра Бранка (Белый Камень);

Сол э Луа (Солнце и Луна); Венту (Ветер); Гинэ (Гвинея, район Африки и растение с тем

же названием); Малемба (Бог Размножения), который представляет Ошалу; Пена Бранка

(Белое Перо); Сети Энкрузильядаш (Семь Перекрестков); Треми-Терра (Землетрясение).

11. В число хорошо известных кабокл женского рода входят Эстрела-ду-Мар (Звезда

Моря), Иньяса (в Линии Йеманжи представляет Инсу), Пара (Кабокла Рек, известная

также как Мать Вод), Нана Бурукурим (представляет Нану и ундин) и Серейя-ду-Мар

(Морская Наяда, еще одна из кабокл Йеманжи).

12. Батукэ - афро-бразильские культы, которые распространены в самом южном штате

страны, Риу-Гранди-ду-Сул. Этим же именем называются некоторые секты наго и

пажеланса, а также некоторые африканские танцы.

13. Тупи - племя бразильских индейцев. Этим же словом обозначается язык, на

котором они говорят.

14. Куримба - ритуальные песни в честь божества.

15. Теософией называют несколько мистических и эзотерических систем, которые

раскрывают отношение людей к Богу и Вселенной. Самый известный теософ - Елена

Петровна Блаватская (1831-1891) из России, в 1875 году основавшая знаменитое

Теософское Общество.

ГЛАВА 4

Верующие и их Священная земля

В тот вечер, когда я увидела ее впервые, она величественно восседала на троне,

покрытом красным бархатом, окруженная своими почитателями. На ней была юбка в

красную и белую клетку, одетая поверх рейтуз той же расцветки. Два белых шарфа,

перекрещиваясь на спине, спадали на ее груди, которые поддерживал еще один шарф,

красный. Ее голову венчала сверкающая украшениями корона, а на руках, повыше

локтей, тускло мерцали красно-белые и медные браслеты. В руке ее поблескивал

двойной медный топор. К топору был привязан ее миниатюрный сияющий фетиш

вместе с ее ото. - священным черным камнем. Перед нами сидела не худенькая

подвижная женщина, а Ориша Шанго Агода, могушественный бог грома, он же Святой

Иероним, Законодатель. Это он завладел телом Доны Нилсы, знаменитой иалориша [1]

умбандистского храма Шанго Агода.

Даже если бы мне позволили, я бы не осмелилась приблизиться к этой впечатляющей

фигуре, когда она находилась в трансе. Вместо этого я, набравшись мужества, пришла к

ней неделю спустя, чтобы задать свои вопросы об организации и иерархии ее террейру.

Оказалось, что Дона Нилса, когда она не была одержима своим святым, представляла

собой живую, умную, владеющую литературной речью женщину с удивительным

чувством юмора. Она рассказала, что днем она работает диетологом в частной клинике,

пошутив при этом, что в дневное время она следит за физическими телами пациентов, а

в ночное - заботится об их духовных 'Я'. Несмотря на свою занятость, она нашла

время, чтобы рассказать мне о той работе, которая проводится в террейру, и, надо

сказать, тогда меня очень смутил ее рассказ.

Духовные вожди: бабалориша и иалориша

Храмы афро-бразильских религий, которые часто называют террейру, представляют

собой хорошо организованные единицы, потому что, согласно Доне Нил-се, а также

другим источникам, это наилучший способ создавать, питать и укреплять агие группы. Четкий график работы и обязательность выполнения любых заданий, разделение труда и

распределение ответственности - все, что обеспечивает организации духовную силу, -

осуществляется в каждом храме под непосредственным образом руководящего ориша.

У умбандйстов есть главный оригиа, в честь которого называется центр. Именно

этоторниш, вселившись в духовного вождя, задает тон, - а не земной вождь, как это

может показаться непосвященному. И все же критики утверждают, что земные духовные

вожди обладают невероятной личной властью над своими прихожанами. Главы террейру

в свое оправдание говорят о серьезной ответственности, которая является обратной