Кэрол Л.Дау

Афро-бразильская магия

для оригиа, где содержатся их пища, символы, фетиши и т.п.

Пежи-га: тот, кто заботится о террейру и организует фестивали.

Пемба: ритуальный мел для вызывания духов и рисования других знаков и символов.

Пилао: пест; символ богов Ошалы и Осайе. Помба-Жира: женский аналог Эшу.

Понту кантаду: песня вызывания духов.

Понту ришкаду: символ, нацарапанный или нарисованный с помощью пембо на земле

или на каком-нибудь предмете.

По пупа: масло дендэ.

Прету велъю: духи негритянских рабов, которые возвращаются на землю и являются в

террейру, чтобы помогать человечеству.

Ронко: келья, где содержатся в уединении будущие посвященные. Другое название -

камаринъя. Салвэ!: 'Приветствую!'

Сарава: 'Да здравствует'.

Сентру: то же, что террейру: место, где совершаются религиозно-магические ритуалы.

Сессия Милосердия: обряд, во время которого сущности, воплотившиеся в медиума,

дают советы или исцеляют клиентов.

Сертау: сухая пустыня во внутренних и северо-восточных районах Бразилии, которая

служит пастбищем.

Сеу: 'господин'; уважительное с оттенком нежности обращение.

Сидага: помощник даги.

Синкретизм: смешение и слияние характерных особенностей божеств, принадлежащих

различным религиям .

Создание головы: обряд посвящения, целью которого является связать медиума с его

главным орииш.

Спиритизм: религия, возникшая в девятнадцатом столетии и основанная на общении

людей с духами. Ее доктрины оказали глубокое влияние на афро-бразильские

магические секты.

Террейру: место совершения религиозно-магических ритуалов. Буквально: 'большой,

плоский, чистый кусок земли'.

Томбу: официальное лишение права быть медиумом.

Тупи: племя бразильских индейцев и их язык.

Умбанда: бразильская религия, сочетающая принципы спиритизма, кандомбле,

позитивизма, римского католицизма и сект американских индейцев.

Фешар а кабэса: обряд, во время которого духовный вождь медиума предохраняет его

от дальнейшего воплощения ориша. Буквально: 'закрыть голову'.

Фига: служащая талисманом фигура из трех пальцев, когда большой палец выставлен

между указательным и средним.

Фила: длинный отделанный бахромой соломенный шлем, украшенный раковинами

каури. Он закрывает большую часть тела. Является одним из символов Омулу.

Филъю-ди-санту: буквально: 'сын святого'. Член секты.

Цветы Омулу: священная горячая воздушная кукуруза Омулу.

Чакры: центры на теле человека, которые связаны со спинным мозгом. Считается, что.

в эти центры поступает энергия из космоса и излучается наружу. Чакры оказывают

влияние на здоровье и естественное развитие человека.

Шавъер, Шику: спиритический медиум, вступавший в контакт с умершими при

помощи автоматического письма.

Шампана: старший Омулу в своем разрушительном виде.

Шанго: бог грома, молнии и правосудия. Название одной из афро-индейских религий

северо-восточной Бразилии.

Эбами: женщина-посвященная с семилетним опытом.

Эгун: душа африканского предка, которая возвращается на землю и является в террейру.

Некоторые эгунъг - сущности высокоразвитые, другие, наоборот,

деградировавшие; последних необходимо удерживать под контролем.

Экеди: организаторы праздников и помощники иао.

Элементам: дух, который олицетворяет одну из четырех стихий. Элементалы питаются

человеческой энергией; ими трудно управлять.

Энкантаду: аналог оригиа в индейских сектах. Буквально: 'очарованный'.

Эри йейе о: приветствие, обращенное к богине Ошун.

Эуа: в одних террейру - водная нимфа, в других - богиня войны, в третьих - сестра-

кобра бога Ошума-ре, которая является воплощением красоты и чей символ - радуга.

Эши-ди-ориша: мужчина-посвященный первой ступени.

Эшу: универсальный агент магии и посланец богов. Некоторые отождествляют его с

дьяволом в христианстве.