Кэрол Л.Дау

Афро-бразильская магия

прямо. Повторите тот же жест, вытягивая руки с миской канжики вправо,

приветствуя таким образом астральный мир, и наконец влево, воздавая должное

материальному миру.

Поставьте блюдо с канжикой посередине расстеленной ткани, посылая приветствие

настоящему. Произнесите:

Пусть земля будет свидетелем, что на этом месте я [называете свое имя] приветствую

силы всех эшу. С помощью этих жестов я кую звенья цепи, которая свяжет мое

настоящее с моими предками из прошло -го, чтобы Эшу Семи Перекрестков, который

знает все о моем прошлом, мог наметить мое будущее и ука -зать мне путь. Эшу, молю

тебя разрушить препятствия, заполнить рытвины, отвести от меня моих врагов и всякую

нестабильность, зависть, печаль и страх, которые преграждают мне дорогу!

Приношения

Независимо от традиций, приношение даров божественным силам составляет

неотъемлемую часть афро-бразильского ритуала. Описанный ритуал показывает, как

используются эти приношения при произнесении заклинаний, когда вы что-нибудь

просите у богов, - в данном случае, освободить просителя либо от ограничений,

накладываемых им самим, либо от черной магии, которую могут использовать против

него другие, и открыть путь к самому полному раскрытию жизненных возможностей.

Иногда приношения совершаются просто в знак уважения к ориша, например, в дни их

ежегодных праздников. Раз в году каждому божеству воздаются особые почести, точно

так же, как раз в году каждый из нас отмечает свой день рождения. Во время церемоний

на алтарь, к ногам божества, возлагаются всевозможные блюда и другие дары. Это

всегда счастливая возможность для публики повеселиться, например, как в день

Иеманжи, празднование которого мы описывали в главе 2. Другая публичная церемония

проводится в день посвящения мрдиума. В террейру приглашаются друзья и

родственники посвящаемого и организуется грандиозное пиршество. Часть этого пира

предназначается ориша, царящему в голове медиума.

В других случаях медиум лично приносит приношения своему головному ориша.

Медиум кладет пищу и другие предметы на соответствующие деревянные тарелки

сущности, стоящие на основном алтаре ее 'дома', которым служит кабинка с алтарем

внутри террей-ру. Она обычно снабжена ставнями, так что алтарь может быть как

открыт, так и закрыт от глаз посетителей. У всех филью-ди-санту имеется так

называемое 'обязательство' приносить дары своим ориша не реже раза в неделю, чтобы

укреплять связь между посвященными и их богами. Однако вам не обязательно быть

посвященным, чтобы делать приношения и обращаться с просьбами к богам. Вот пример

того, как вы можете общаться с ними.

Чтобы устроиться на хорошую работу

Приготовьте ашошу для Ошоси. Это одно из его любимых блюд, которое состоит из

желтой кукурузы, смешанной с измельченным кокосовым орехом. Второе блюдо -

смесь очищенных измельченных земляных орехов (арахиса) и меда. Поставьте эти

блюда на свой алтарь вместе с бутылкой кашасы и маленьким глиняным кувшинчиком

меда, а рядом положите семь серебряных монет. Предложите все это Ошоси и прочтите

составленную вами молитву, попросив его удовлетворить вашу просьбу.

***

Когда сущность исполняет просьбу верующего, он приносит ей благодарственные

приношения. В некоторых традициях, например, принято считать, что Помба-Жире

нельзя делать приношения заранее, ибо тогда она может не удовлетворить вашу

просьбу. Говорят также, что Помба-Жира предпочитает получать вознаграждение за

успешно выполненную задачу, потому что в этом случае размер вознаграждения от

благодарного просителя будет значительно больше.

Обычно требуется, чтобы приносимые божествам дары содержали определенные блюда

и напитки. В афро-бразильской системе считается, что если в земном мире цель вкусной

еды, танцев и завязывания дружеских отношений - доставить человеку удовольствие,

значит, то же самое справедливо и для духовного царства. Оживленная 'вечеринка'

должна привлечь сущности, которые насладятся ею и рады будут передать в подарок

собравшимся положительную энергию.

Как и во всех остальных аспектах афро-бразильского ритуала, при приготовлении пищи

необходимо строго следовать установленным процедурам. Иабасэ, или главная

повариха, с которой вы уже встречались в главе 4, несет ответственность за все

приготовления и наблюдает за своими помощницами. Она и ее помощницы должны

быть 'чистыми': у них не должно быть в это время менструации, они не должны

выпивать и вступать в половые сношения в течение последних двадцати