Кэрол Л.Дау

Афро-бразильская магия

Вот почему его иногда изображают в виде дьявола,

снабжая рогами, копытами и хвостом.

Прежде чем выполнить любой обряд (подобный описанному в начале этой главы),

члены культа должны принести жертву Эшу и его любимцам - 'Людям улицы'. Это

делается для того, чтобы он передал просьбы людей богам-ормгш, а затем не

вмешивался в происходящее. Многие люди не любят неожиданностей, и ситуация,

которой, по их мнению, они не в состоянии управлять, может их напугать. Но Эшу

очень настойчив. Он всегда тут как тут, раскачивая лодку, бросая людям вызов и

предлагая им расширить свои горизонты (если они того пожелают).

Барселлос пересказывает историю об Эшу, в которой очень хорошо описываются его

методы. Однажды Эшу, бродя по стране, встретил прекрасное плодородное поле и

неудержимо захотел им завладеть. Он заметил забор, который делил этот участок земли

пополам, и, наведя справки, узнал, что хозяевами его являются два друга. Он предложил

им хорошую плату, но друзья отказались продать землю.

Нисколько этим не обескураженный, хитрец тут же разработал план. Он взял шапку и,

выкрасив одну ее сторону белой краской, а другую - красной, положил ее на межу, а

сам спрятался за кустом и стал ждать. Вскоре показались оба друга, которые совершали

привычный обход своих владений. Они одновременно увидели шапку, и один из них

говорит другому:

- Что эта красная шапка делает на моей земле?

- Это не красная шапка, - отвечает другой. - Это белая шапка и лежит она на моей

земле.

Начался спор. Друзья все больше распалялись и, наконец, схватились за мотыги и

избили друг друга до смерти.

Тогда Эшу, который молча наблюдал кровавую бойню, вышел из своего укрытия, поднял шапку с земли и сказал:

- До чего неразумные существа эти люди! Они не в состоянии решить даже самую

простую задачу!

Благодаря своей низменной природе, которая проявилась благодаря вмешательству Эшу,

фермеры умудрились сами себя погубить.

Кимбандисты, вместо того чтобы из страха совершать жертвоприношения Эшу и жить в

надежде, что он оставит их в покое, радостно принимают эту сущность как символ

свободы от притеснений. Для ким-бандиста все эшу (а их существуют сотни)

представляют героев киломбу Палмарес [6], где бежавшие с плантаций рабы - черные

и индейцы - бок о бок боролись за создание среди лесов своего собственного

государства. Для них Эшу - это дух, который побуждает рабов подняться на борьбу за

свою свободу. Кроме того, это дух дикой, необузданной, свободной любви, которую

символизируют вызывающие сексуальные наряды, непристойная манерность и

разнузданные желания его самого и его спутниц помба-жир. Кимбандисты приносят

жертвы Эшу, чтобы пошире открыть дверь для связи между естественным и

сверхъестественным мирами.

Те, кто видит в эшу низших, недоразвитых сущностей, придерживаются мнения, что они

- прислужники богов; каждый оригиа владеет одним эшу, который, как раб, выполняет

любое его приказание. В этой системе Вселенная населена как 'крещеными', так и

'языческими' эшу. Предполагается, что 'крещеные' эшу сознают свою неразвитость и

стараются стать лучше, защищая людей от обид и совершая только добрые поступки. В

одной из книг по умбанде автор объясняет пользу эшу, сравнивая их с 'полицейскими,

которые проникают в самые отдаленные уголки Вселенной, привлекая зловредных

существ в свои Легионы и получая таким образом возможность задерживать и обучать

их'.

ПОМБА-ЖИРЫ. Слева направо: Помба-Жира Синья ('Цыганка'), Помба-Жира Сети

Энкрузильядаш ('Семь Перекрестков'), Помба-Жира Мария Падилья ('Мария-

Туфелька').

Что касается зшу-язычников, то они понимают, что им нет спасения, поэтому без

колебаний идут на отталкивающие поступки, достойные самого большого осуждения.

Они страдают и продолжают сеять страдание, не в силах вырваться из порочного круга

ненависти и одержимости, пока в один прекрасный день им не откроется

саморазрушающий характер их поведения.

Одна из причин того, что описанный в начале этой главы ритуал происходит на

перекрестке дорог, состоит в том, что перекресток - место обитания Эшу. Перекресток

очень хорошо символизирует такие функции Эшу, как Великий Связующий и

Расширитель Горизонтов. На территории, принадлежащей Эшу, всегда что-то

происходит, встречаются люди и идеи, обмениваются между собой и идут дальше. На

перекрестке дорог кончаются и начинаются расстояния, открываются новые

направления. В этом смысле Эшу управляет интеллектом и символизирует

проницательность и мудрость.