Кэрол Л.Дау

Афро-бразильская магия

животных, принесенных в жертву ориша, и на ее теле мелками-пембами

(подробнее см. главу 5) рисуют почту - магические печати для вызывания ее головного

ориша. Наконец, устраивается праздничная церемония, включающая банкет и

ритуальные танцы, во время которой вновь посвященная представляется другим

посвященным и членам семьи.

Медиумы утверждают, что боль, которую им приходится терпеть, - это важнейший

шаг на пути соединения со своими ориша. Ниже приведены выдержки из книги о

кандомбле Фернандеса Португала, в которой описываются некоторые вызывающие

озноб процедуры, которым подвергается медиум в ортодоксальных храмах.

Сначала иао полностью бреют, начиная с головы. Эту процедуру выполняет духовный

вождь, которому помогает иа-кекерэ. Под монотонное пение гимнов в честь ориша они

начинают сбривать волосы с ее тела, используя специальное мыло и абсолютно новый

нож. Чтобы избавить иао от злых влияний, на ее теле делаются ножом надрезы... К ее

ногам привязываются трещотки, чтобы она не могла убежать из камаринъи. При первой

же попытке к бегству звук сразу ее выдаст и она будет немедленно наказана.

Кульминационным моментом посвящения является омовение головы гшо кровью

принесенных в жертву животных. Животных убивает ашогун в присутствии

руководителей ритуала, а также гостей и родственников посвящаемой. Перед

принесением животных в жертву другой служитель кормит их травами.

Кровь принесенных в жертву животных стекает на лицо иао и насквозь пропитывает ее

одежду. После этого туши животных помещаются в глиняные сосуды, делятся на части

и из них готовится блюдо для праздничного пира, которое должен отведать каждый из

участников.

Ога и другие служители мужского пола

После бабалорииш, баба-кекерэ и камбонэ, пожалуй, самой важной мужской фигурой,

связанной с кандомб-лийским террейру, является ога [16]. Я говорю 'связанной',

потому что это почетный титул. Так называется человек, который, занимая престижное

социальное и финансовое положение вне террейру, может и хочет поддерживать секту.

Он не может просить о предоставлении ему этой должности - эту честь оказывает ему

духовный вождь, избирая его.

Ога представляется всем членам террейру, которые собираются в круг и приветствуют

его рукоплескания -ми, а потом, когда он проходит мимо, кланяются ему и просят его

благословения. Шесть месяцев спустя проводится церемония его 'подтверждения', на

которой он приносит в жертву животных - пернатых и носящих шкуру, - и вождь,

вознося специальные молитвы ориша, ведет его к пежи (личному алтарю). Церемония

завершается пиршеством и ритуальными танцами, в которых принимают участие все

присутствующие. С этого момента ога имеет право свободно перемещаться по храму, не

спрашивая специального разрешения. Когда он во время выполнения ритуала входит в

барра-као (салон для публики), его приветствуют особыми ритмами, которые

отбиваются на барабанах в его честь.

Кроме почетного покровителя террейру, есть другие ога, которые должны наблюдать за

барабанным боем и пением и координировать их. Ога-ди-террейру помогает

руководителю во время публичных церемоний. Ога-алакэ или ога-калофе - главный

барабанщик. Он должен следить, чтобы все песни исполнялись в правильной

последовательности. Он дает общие указания публике и руководит другими

барабанщиками. Он должен знать все ритмы и все слова всех песен всех ориша, данного

террейру, а также ориша членов других групп, которые посещают террейру.

Совсем другие функции у агиагуна. Он кормит и моет осэ (животных, приносимых в

жертву), и ему принадлежит мао-ди-фака - 'рука-нож', или разрешение от оригш на

осуществление жертвоприношений. Убив животное, он вскрывает его и удаляет

внутренности. Иногда он снимает шкуры и отдает их ога, которые делают из них

барабаны.

И наконец, организацией алтаря занимается пежи-га. Он же заботится о том, чтобы

выполнялись все заведенные правила. Главный филъю-ди-санту носит имя эжи-ди-

ориша. Это мужчина-посвященный первого уровня, который никогда не проходил через

обряд обривания головы.

'Прихожане'

Грациозные фигуры в фантастических костюмах танцуют в храме под завораживающий

барабанный бой - его ритму просто невозможно не подчиниться. Величественная

женщина, в свеженакрахмаленной белой гипюровой блузке, пышной юбке и тюрбане,

продает на углу улицы 'блюда для души' баиянской кухни. Трудно себе представить,

что эти последователи культа - обычные люди, у которых есть работа, дом, семья,

которые