Кэрол Л.Дау

Афро-бразильская магия

и даже от центра к центру. Иногда божества принимают фрукты и напитки.

Напитки, называемые куриадоре, в большинстве традиционных храмов безалкогольные,

но под влиянием сект индейских кабоклу в северной части страны в настоящее время

все больше и больше террейру предлагают своим богам такие алкогольные куриадоре,

как шампанское, вино, бренди и кашаса.

Жертвоприношение

Тема принесения пищи в дар богам, естественно, подводит нас к обсуждению

вызывающей страстную полемику практики принесения в жертву животных, которую я

постараюсь проиллюстрировать следующей сценкой.

После ночного урагана, сопровождавшегося проливным ливнем, день занимался серый и

холодный. Одетый в простые белые брюки и рубашку, агиогун - главный жрец

террейру, совершающий жертвоприношения, - с длинными, волнистыми черными

волосами, - босиком направляется сквозь утренний туман к помещению, где

содержится домашний скот. В руке он держит длинный острый нож. Когда он вынимает

из клетки черного петуха, улыбка на его лице отсутствует.

Напевая медленную и спокойную песню, этот человек с серьезными глазами и твердой

рукой начинает тщательно и терпеливо мыть клюв и когти петуха. Потом он заботливо

оборачивает когти красной лентой. Когда первые лучи нового дня пробиваются сквозь

туман и освещают все углы комнаты, он поднимает нож и быстрым движением отделяет

голову птицы от шеи.

'Голова, - шепчет он про себя, - чтобы мыслить и видеть'.

Он разматывает когти безжизненного животного и отсекает их - 'чтобы ходить',

бормочет он, и крылья - 'чтобы летать'. Потом он вскрывает птицу и отделяет сердце,

легкие и мозг - 'для жизнеспособности'. (Если бы это было четвероногое животное, он

должен был бы удалить хвост 'для направления и равновесия'.) Агилгун старательно

раскладывает части животного на деревянном блюде и передает его бабалоригиа,

который бросает раковины каури, чтобы узнать, принята ли жертва. После

напряженного молчания приходит ответ: 'Да, жертва пришлась Эшу по вкусу'.

Вечером того же дня ритуалом 'отправления Эшу' в храме открылась еженедельная

сессия милосердия. Бабалориша отдернул занавес с главного алтаря, где размещаются

все ориша. Он зажег свечу и установил ее посередине основного салона рядом с

глиняным кувшином, наполненным чистой родниковой водой. Ритм барабанного боя

изменился, и все участники церемонии повернулись к главному входу. Они спели

гимны, восхваляющие Эшу и 'людей улицы', прося сущность не мешать

происходящему и поскорее передать прошения верующих их богам. После этого дага,

смотритель алтаря Эшу, взял кувшин с водой и вылил ее на землю, чтобы умиротворить

предков собравшихся.

***

Описанная выше сцена показывает падэ для Эшу - жертвоприношение этой сущности,

которое практикуется многими афро-бразильскими сектами перед началом публичных и

закрытых богослужений. Сначала на рассвете приносится в жертву черный петух,

который возлагается на алтарь Эшу вместе с фарофой, жаренной в масле дендэ.

Остальные приношения, сопровождаемые песнями, восхваляющими сущность, и

всевозможными просьбами, открывают публичную церемонию, которая происходит в

тот же вечер.

Тем, кто придерживается Западных магических традиций - например, викки, - или

обычных иудо-христианских религиозных традиций, мысль о принесении в жертву

животных для умиротворения богов кажется отвратительной. С давних пор большинство

жителей Запада считает, что мы являемся защитниками живой природы и домашних

животных и что мы обязаны уважать, охранять и заботиться о них и никогда не

причинять им вреда. Я должна отметить, что, как дитя своей культуры, я не смогла

преодолеть своего 'нутряного' отвращения к принесению в жертву животных, которое

практикуется в афро-бразильских религиях, и мне так и не удалось заставить себя

присутствовать при этом событии. Но я не считаю людей, соблюдающих этот ритуал (я

говорю только о бразильском обществе) злыми, и я очень старалась понять их точку

зрения. Позвольте мне попытаться объяснить их позицию так, как я ее себе представляю.

Любой член афро-бразильской секты прежде всего расскажет вам, что все религии,

включая иудаизм и христианство, а также викку, в былые времена использовали

жертвоприношения, чтобы умилостивить своих богов. Причем в жертву приносились только животные (христиане и иудеи, кажется, предпочитали овец), но иногда и люди.

Почитатели ориша обычно обвиняют христиан в лицемерии. По мнению первых,

облатка и вино, предлагаемые при причащении, ничем