Кэрол Л.Дау

Афро-бразильская магия

не отличаются от магического

жертвоприношения. Христианский обычай съедать барашка на Пасху и индейку, окорок

или ростбиф на Рождество тоже подразумевает убиение животных. Христиане обычно

сами не убивают для себя животных, если они не живут на ферме, а предпочитают

покупать свои жертвоприношения в бакалейной лавке уже упакованными в полиэтилен.

Последователи афро-бразильских учений объяснят вам, что они по крайней мере лично

заботятся о животных. Их животные не загоняются на ужасные, вонючие, отнюдь не

гуманные скотобойни, что происходит повсюду в западном мире. Их жертвенными

животными обычно является домашняя птица и изредка козы или овцы и убивает их

высококвалифицированный жрец, прошедший долгое ученичество, который делает это с

большим уважением к животному. Одна из основных задач этого человека - причинить

как можно меньше боли своей жертве.

Приверженцы афро-бразильских сект обязательно подчеркнут, что они никогда не

приносят в жертву людей и даже не требуют ни от кого обязательной десятины. (Хотя

медиумы и другие верующие должны выполнять определенные 'обязательства',

которые, если в них и входит приобретение необходимых элементов приношений,

требуют совсем немного денег.) Они верят, что такие действия, как сжигание

благовоний или принесение жертвы в виде трав, освобождают жизненную силу, или аше

растений, так что пускание крови животного освобождает его аше. Аше, которая была

влита ориша, в эту жизненную форму, возвращается к этим божествам, чтобы

'подпитать' их энергией, так чтобы они никогда не утрачивали своей силы. Другими

словами, члены этих сект верят, что акт жертвоприношения ориша, помогает сохранять

непрерывность земных циклов и поддерживать равновесие между людьми и природой,

что в конечном счете ведет к празднику жизни.

Марио Сезар Барселлос очень выразительно резюмирует позицию афро-бразильцев:

Так или иначе, Земля (всегда) будет питаться живыми существами

(животными,растениями, людьми). Однако афро-бразильцы превратили это в священ -

ный ритуал, которым они выражают свое огромное уважение к Земле и ее силам, к

жизни, которую они уничтожают, к тому, чтобы оставаться живым и сохранять

возможность кормить себя и свою семью...

Однако пусть не падают духом те, кого заинтересовали афро-бразильские религии, но

кто не может принять животных жертвоприношений. Американцами (жителями

Соединенных Штатов), исповедующими эти религии, разработаны приемлемые

растительные заменители жертвенных животных. В любом случае, как вы сейчас

увидите, приношения всех видов делаются по самым разным поводам, особенно когда

речь идет о личных заклинаниях, и большинство из этих приношений не требует

причинения даже самого незначительного вреда ни одному из живых существ.

Заклинания

Как участниками церемоний, так и публикой в целом широко практикуются заклинания,

--------------------------

Под термином 'заклинание' (англ, spell) подразумевается большое разнообразие

ритуалов, которые на португальском языке обозначаются по-разному. Фей-тису -

объект, в который внедряется сила, способная сделать его мощным талисманом и (или)

сила добра или зла. Патуа - индейское название амулета, наделенного защитной силой,

который вешается на шею. Энканту - колдовской обряд или заклинание, цели и

исполнение которого в значительной степени совпадают с целями и исполнением

заклинаний в Западных магических традициях. Деспашу - традиционный смысл этого

слова: приношение, сделанное Эшу или Помба-Жире, но обычно оно используется для

обозначения приношения любой сущности, сделанного для того, чтобы ваша просьба

была удовлетворена. Тра-балью буквально означает 'работа', то есть магическое

действие или заклинание, произведенное с целью достижения положительного или

отрицательного эффекта. Чтобы умилостивить ту или иную сущность и заставить ее

ответить на призыв и создать связь между сущностью, просителем и объектом, на

который хочет повлиять проситель, часто прибегают к колдовству, для чего

используются ногти пальцев рук, волосы, личная одежда и другие личные предметы,

растения, свечи, куклы, молитвы, чары, пищевые приношения, которые часто

сопровождаются приношениями даров ориши или другой духовной сущности.

Вспомните молодую, хорошо одетую женщину в начале книги, которая осуществляла

приношение на разделительной полосе перегруженного транспортом шоссе. Это

типичный представитель того типа людей, которые могут заниматься заклинаниями.

Люди, посещающие открытые