Кэрол Л.Дау

Афро-бразильская магия

вне террейру ведут обычную повседневную жизнь. Попробуем выяснить, кто же это такие - члены афро-бразильских магических сект.

В целом бразильскому обществу присуща иерархичность, разделение которого на

высший, средний и нижний классы зависит скорее от экономического положения, чем от

чего бы то ни было еще. Хотя жесткая иерархическая структура сохраняется и в

террейру, она определяется не социальным положением, расой или полом. В этих

религиозных ритуалах более или менее на равных участвуют представители всех

классов. Хотя кандомбле и религии американских индейцев охватывают в основном

низшие классы населения, а умбанда и спиритизм скорее привлекают представителей

средних классов, в этих собраниях участвуют все - домашняя прислуга, школьные

учителя, разнорабочие, военные, бизнесмены, квалифицированные рабочие,

правительственные чиновники и высокие должностные лица [17].

В расовом отношении, хотя кандомбле и является скорее африканской религией, она не

исключает белых и индейцев, влияние которых ощущается во всех, даже самых

традиционных сектах. Процентное соотношение белых и черных в умбанде, по-

видимому, отражает состав населения в целом, хотя количество белых (особенно

мужчин), занимающих более высокое положение, больше, чем можно было бы ожидать

согласно этому соотношению.

Статистические данные, полученные Дианой Де Гроут Браун [18], наводят на мысль, что

умбанда - это не обязательно религия 'побелевших' черных, как это принято было

считать до сих пор [19]. Обращая внимание на то, что среди верующих большое

количество черных и мулатов из средних кругов общества, она приходит к выводу:

Вот чего не учитывают эти теории: как люди (по крайней мере, теоретически) могут

подниматься на более высокую ступеньку, точно так же это могут делать культовые

практики. Умбанда, которая приобрела определенную респектабельность и которую

нельзя считать исключительно афро-бразильской религией и религией низших слоев

общества, продолжает привлекать черных и мулатов, общественное положение которых

повышается[20].

Однако, по ее словам, она не уверена в том, что черных эта религия привлекает потому,

что она является религией средних классов, точно так же как причиной этого влечения

не является ее африканское происхождение. Мне хотелось бы добавить, что в Бразилии

поиск корней - независимо от этнической основы - не столь приветствуемое занятие,

как в Соединенных Штатах.

Среди верующих больше женщин, чем мужчин, особенно в кандомбле. У людей

существует предубеждение, что мужчины, принимающие участие в ритуалах кандомбле,

являются гомосексуалистами [21]. В отличие от большого количества женщин,

охваченных римским католицизмом, относительное количество женщин и мужчин в

афро-бразильских религиях кажется более сбалансированным. Однако среди тех, кто

возглавляет террейру, больше мужчин, чем женщин, причем более молодых, - тогда

как число духовных вождей-женщин с возрастом увеличивается - и это несмотря на то,

что, как правило, в культах принимают участие скорее более пожилые мужчины, чем

молодые.

Это прежде всего религии взрослой части населения и среди верующих больше всего

людей, переваливших за тридцать и за сорок. Восемнадцатилетний медиум - вещь если

не неслыханная, то довольно обескураживающая. Это не означает, что в богослужении

не принимает участие вся семья. Члены одной семьи могут так же часто выбирать

разные культы, как и придерживаться одного и того же. Я знала семью, где отец и три

сына каждую субботу посещали спиритический центр, тогда как жена, дочь и служанка

зачастили в макумбистское террейру, где они проводили вечер каждой пятницы. Тетя,

единственный из знакомых мне членов семьи помимо перечисленных, была ярой

католичкой, которая никак не одобряла поведения своих родственников.

'Прихожане' террейру могут быть женатыми, одинокими, разлученными или

разведенными. Хотя вначале их часто приводят в террейру друзья, совершенно

очевидно, что между посетителями вовсе не обязательно должны устанавливаться

какие-то взаимоотношения. Они не посещают дома друг друга и не общаются между

собой вне центров.

Люди приходят к той или иной вере по многим причинам. Одни идут в поисках помощи

в преодолении духовных, физических или финансовых затруднений. Около десяти

процентов посетителей мотивируют свое поведение желанием помочь другим и почти

столько же приходят исключительно из любопытства. Есть люди, которые объясняют

увлечение этими религиями тем,