Кэрол Л.Дау

Афро-бразильская магия

Ритуалы окутаны тайной, но сами поклонники эгунов

утверждают, что эти очень сложные церемонии стоят того, чтобы их проводить.

Эгун в переводе с языка йоруба означает 'кость' или 'скелет'. Главным служителем

культа мертвых является алиби - жрец, особенно искушенный в ритуалах. Есть

ещеэдун - член секты, который следит за тем, чтобы никто не заходил в пежи или

террейру, когда там совершаются обряды. Большинством ритуалов руководит жрец-

мажебажу.

Теперь, когда вы познакомились с грозными сущностями афро-бразильского пантеона, я

расскажу вам о людях, которые отваживаются работать с их энергией. Этому вопросу

будет посвящена следующая глава.

Примечания

1. Эшу Транка-Руас - великий страж, который представляет всех ориша и в

эзотерической умбанде работает в Линии Огуна. Это означает, что он защищает

террейру и всех, кто принимает участие в обряде. Его имя переводится как

'Запирающий Улицы'.

2. Когда-то Гвинеей называлось все западное побережье Африки, от устья реки Сенегал до устья реки Конго. Хотя современная Гвинея занимает гораздо меньшую территорию,

члены афро-бразильских сект до сих пор используют это название в романтическом

смысле - как название земли их праотцов, земли с молочными реками и кисельными

берегами, откуда пришли их боги и их религия.

3. Аш алмаш, или 'Души', - это еще одно название душ умерших, которые работают

под руководством Транка-Руаса.

4. Существует великое множество эшу с очень замысловатыми именами и еще более

замысловатыми функциями. Самые известные - это Элегбара (Хозяин Силы), Браса

(Горячие Угли), Кавейра (Князь Кладбища), Шейрозу (Ароматный), Капа Прета (Черный

Плащ), Кобра Корал (Коралловая Кобра), Мангейра (Манговое Дерево), Сети

Энкрузильядаш (Перекресток Семи Дорог), Жира-Мунду (Вращатель Мира), Марабо

(Покровитель), Арранка-Току (Устранитель Препятствий), Мейа-Нойти (Полночь), Сети

Катакумбаш (Семь Катакомб), Тирири (Великая Заслуга), Велуду (Укрытый Шкурой).

5. Многие из этих описаний взяты с небольшими изменениями из вступления,

написанного мною к переводу книги Антонио Тейшейра Алвес Нэту Помба-Жира:

Грозная посланница богов (Antonio Teixeira Alves Neto, Pomba-Gira: The Formidable

Female Messanger of the Gods. - Burbank, CA, Technicians of the Sacred, 1990). В этой

книге вы найдете значительно больше данных об эшу женского рода, чем я могу

позволить себе привести здесь.

6. Киломбу - поселение беглых рабов; поселение Палмарес, основанное в глубине

штата Алагоас, было самым крупным (оно насчитывало 20 тысяч жителей) и самым

долговечным (1672- 1694) из этих поселений. В колониальную эпоху в Бразилию для

работы на земельных участках, особенно на сахарных плантациях, было завезено

гораздо больше рабов, чем на юг США. Многие рабы бежали и создавали свои колонии

в джунглях, организованные по африканской модели, которые становились

полунезависимыми, псевдоафриканскими государствами. Все киломбу в конечном счете

были уничтожены правительственными отрядами, но они продолжают существовать в

народном воображении.

7. В буквальном переводе прету велъю означает 'старый негр', а прета велъя - 'старая

негритянка'. В колониальные времена многим рабам удавалось заслужить определенное

уважение и даже любовь основного населения. Женщин с плантаций часто использовали

в качестве нянь для детей белых. Кроме того, африканцы, как мужчины, так и женщины,

хорошо знали целебные травы и способы их применения. А это было очень важным

знанием в те времена, когда врачи даже в городах были редкостью, а в сельской

местности их фактически не существовало вообще. Священников тоже не хватало,

поэтому католики гораздо серьезнее, чем это могло бы быть при других

обстоятельствах, относились к африканским сектам кандомбле, которые были

распространены в кварталах, где жили рабы. Во многом благодаря этому афро-

бразильская религия продолжает существовать и в наше время, а в народе сохраняется

прочная вера в лечебные средства, рекомендуемые прету велъю.

8. Слово кабоклу в переводе означает 'цвета меди' и связано с темным цветом кожи

этих смешанных потомков индейцев и белых. Индейцы были порабощены точно так же,

как черные, но, будучи охотниками и собирателями плодов и трав, они отличались

слишком независимым духом, чтобы жить в одних поселениях с белыми.

9. В двадцатом веке в Бразилии, так же как в США и Европе, начали идеализировать

индейцев. Создавался новый образ аборигенов - 'благородных дикарей', чистых

сердцем и незапятнанных