Het Monster

История эзотерических учений от Адама до наших дней

Koenigsberg 1765; рус. пер. - 'Грезы духовидца', СПб., 1911).

Сведенборг счел себя орудием нового откровения и основал

церковь 'Нового Иерусалима'.

Согласно Сведенборгу, сущность человека есть дух, постоянно

находящийся в процессе самоусовершенствования и способный общаться с

другими духами вне зависимости от того, есть или нет у них физическая

оболочка. Кроме мiра видимого и мiра невидимого, Сведенборг признает

также наличие некоего среднего состояния, промежуточного пространства

('чистилище', см. лекцию 5, оно же бардо у тибетцев, ср. 'Бардо

Тодол' - Книга Мертвых), которое душа проходит после смерти, чтобы

быть приготовленной или для неба, или для ада.

Продолжительность пребывания души в этом субпространстве у

Сведенборга не определена; он считал, что оно может длиться и

несколько мгновений, и годы. Признавая реинкарнацию в целом, он

не признавал воплощений в виде животных или неодушевленных

предметов.

После смерти Сведенборга в Англии, Швейцарии, США и др. странах

образовались общины его последователей (сведенборгиане), существующие

и поныне под названием 'Новая Церковь' или 'Церковь Нового

Иерусалима'.

Его труды у нас уже вновь издаются, напр.: Сведенборг Э. О

небесах, о мiре духов и об аде. Киев, 'Украина', 1993.

Кроме ученых философов и талантливых ясновидцев, познать

невидимые закономерности мiра пытались и люди более простые. Бурные

события в социальной и политической жизни (началась Северная война,

Пруссия стала королевством, умер 'король-Солнце' Людовик XIV, Турция

начала утрачивать завоеванные когда-то европейские земли) привели к

оживлению деятельности тайных сект, обществ и орденов, ведших до тех

пор довольно скромное существование. Первыми среди них, конечно,

следует назвать розенкрейцеров.

PОЗЕНКPЕЙЦЕPЫ (нем. Rosenkreuzer, англ. Rosicrucians): орден

'братьев Креста и Pозы', основанный в 1622 г. в Германии для занятий

религиозными, оккультными и естественнонаучными опытами. Орден возник

на основе одной из мистических сект ('Братство Pозового Креста') под

влиянием идей Якова Беме и Иоганна Валентина Андреэ, о котором мы

упоминали в конце предыдущей лекции.

Якоб Бёме (Jakob Boehme, 1575-1624): немецкий философ-

мистик, прозв. Philosophus Teutonicus ('Тевтонский

философ'). По профессии был сапожником, вольно или невольно

следуя примеру р. Иоханана Гасандлара и ап. Павла, однако в

отличие от них он не только никогда не бросал своей

профессии, но и заслужил звание Мастера.

Правоверный лютеранин, Беме был неудовлетворен

рационализмом новореформированной христианской теологии. Бог

проявляется во всем, считал Беме, в первую очередь - в Природе

как важнейшей составной части Творения, и нужно лишь пожелать

заметить Его проявления.

Для этого Беме предлагал использовать медитативные

упражнения, интуитивный поиск, изучение культурного наследия

(прежде всего - текстов Священного Писания).

Отвергая каббалистику и натуральную магию, Беме фактически

пользовался их методами познания мiра, а эзотерику (в частности,

астрологию) признавал и формально, за что подвергался

преследованиям со стороны современных ему лютеранских

богословов.

Он оставил немало трудов (собр. соч. Якова Беме на

немецком языке занимает семь томов), в т.ч. 'Аврора или

Утренняя заря в восхождении', М., 1914, репринт 1990, став

таким образом 'первопроходцем' многих направлений западной

философской мысли: теософии, христософии, классической

немецкой философии (Гегель, Шеллинг) и эзотеризма в целом.

Розенкрейцеры поставили перед собой благородную задачу изменения

человеческого общества в эзотерическом духе. В отличие от ученых

философов они были дилетантами, то есть не представляли себе всей

сложности этой задачи, а потому смело взялись за нее.

Все люди должны осознать свою взаимосвязь с мiром

невидимым, с Космосом, и стараться не нарушать космического

равновесия. Их можно этому научить; для этого они должны читать

книги и проходить розенкрейцерские посвящения. Степеней

посвящения у первых розенкрейцеров было три. Тогда, считали они,

возможно достижение триединой цели розенкрейцерства:

- 'реформа', а точнее, объединение науки,