Het Monster

История эзотерических учений от Адама до наших дней

плюс осознание дхармы

как телеологического закона (цели) своего существования - это

четвертая ступень, называющаяся у Судзуки 'покорность дхарме'.

Дайсэцу Судзуки (1870-1966), японец, крупнейший теоретик

дзен-буддизма. Он читал лекции в университетах Европы и Америки,

написал более 90 книг. Именно благодаря ему западные эзотерики -

те, кто дал себе этот труд, конечно, - смогли приблизиться к

пониманию дзен-буддизма. Его книги теперь издаются и у нас

(Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. Бишкек, 'Одиссей', 1993, или:

Наука Дзен. Киев, 1992).

Иногда говорят: дзен - это тайное учение, преподанное Буддой

Гаутамой лишь ближайшим из своих учеников. На самом деле в нем нет

ничего тайного, это всего лишь естественный взгляд на мiр. Тот самый

взгляд, о котором мы говорим все время, причем в своем самом простом

и чистом виде. Как говорил один из учителей дзен, цитируемый у

Судзуки: 'Учение всех Будд заключено с самого начала в нашем

собственном разуме'.

Он предполагает главным образом работу духа, и даже не работу, а

равновесие духа, не нарушаемое никакими внешними факторами. Медитация

и прочие упражнения нужны лишь начинающим, чтобы приучить свой ум к

абстрагированию от всяческих помех. Как правило, людям в возрасте до

30 лет, до завершения цикла Сатурна, означающего некую новую ступень

познания, такое умение абстрагироваться дается трудно: слишком много

соблазнов. Зато потом оно часто приходит само, даже не обязательно

под знаком буддизма.

Ламаизм

В конце XIV - начале XV в. тибетский монах и философ Цзонхава

решил реформировать существовавшую с XI в. буддийскую секту кадампа,

желая вернуться к 'первоначальному' учению, как он сам понимал его, а

также поднять авторитет монахов (лам). Теория ламаизма излагается в

108-томном собрании, именуемом 'Ганджур'.

Ламаизм как тибетская форма буддизма уделяет гораздо большее

внимание внешним, второстепенным атрибутам учения. Идея в ее чистом

виде показалась ламаистам, как и даосистам, слишком простой, ибо для

ее осознания требуется не только время-возраст, но и время-досуг.

Много ли досуга у пастухов Тибета и Монголии?

Отсюда, во-первых, усиление жречества как особой группы людей,

отвечающих за Спасение самих себя и других.

Отсюда и 'наследственность' сана великого ламы - наверняка

многие из вас читали откровения изгнанного далай-ламы Ловсанга

Рампо (Третий глаз. Л., 1991), и тщательнейшая разработка

медитативных упражнений всякого рода - достижение кататонии,

левитация, путешествия духа, и чрезвычайно детализованная

астрология, учитывающая гораздо больше факторов, чем, например,

китайская или даже индийская; это, наконец, знаменитая тибетская

медицина, разработанности которой могут позавидовать современные

врачи - вспомните книги Бадмаева и Позднеева, трактат Чжуд Ши и

др., включающие богатейшую номенклатуру лекарственных растений,

пульсовую диагностику, учет астрологических параметров карты

рождения и текущей ситуации. Однако все это преподают лишь

монахам.

Махаянский буддизм, даже дзен-буддизм в Китае и Японии

предполагает прежде всего открытость этого пути, его доступность всем

и каждому, кто даст себе труд на него вступить. На Тибете же буддизм

скорее хинаянского толка, оставляющий эту возможность лишь

посвященным. Кроме того, ламаизм, хотя и восходит к буддизму, вырос

на почве древних местных религий, начиная от анимализма с тотемизмом

у совсем диких народов и кончая знаменитой религией бон, она же

бон-по.

Само слово происх. от глагола 'bod pa, озн. 'вызывать

богов, призывать духов'. Это добуддистский анимистический культ

божеств, духов и сил природы.

Таким образом, если буддизм в целом и дзен-буддизм в особенности

предполагают максимальное обобщение, то есть имеют характер

эзотерической философии в ее современном понимании, то тибетский

буддизм (ламаизм) есть частное, специальное учение главным образом

прикладного, то есть магического характера. Однако о магии речь у нас

пойдет позже.

Het Monster. История эзотерических учений.

Лекция 5. Индия и Персия.

Индия

При всем богатстве и разнообразии философских систем, школ,

учений, традиций и направлений, существующих в Индии, при всей

многочисленности ее языков, каст, религий и сект мы все-таки можем

говорить о феномене индийского или даже индо-иранского мышления,

потому что в основе всех вышеперечисленных