Het Monster

История эзотерических учений от Адама до наших дней

были ОРФИКИ. Свое учение они

возводили к мифическому певцу Орфею, которому приписывали свои книги

и гимны.

Орфей - сын Оагра и музы Каллиопы, легендарный фракийский

певец и пророк. Мифов о нем существует множество: он спускался в

Подземное царство за своей возлюбленной Эвридикой, мог укрощать

песнями диких зверей и перемещать деревья и скалы. После гибели

Орфея его голову, брошенную в реку Гебр, принесло течением к

Лесбосу, где она стала местным оракулом.

У них были свои школы. В частности, в Афинах в VI в. до н. была

такая школа, возглавлявшаяся Ономакритом. Однако больше было бродячих

жрецов, называвшихся орфеотелестами. Они ходили по городам и селам,

объявляя изречения оракулов, продавая Книги Орфея и Мусея, и посвящая

желающих в орфические таинства. Сами они соблюдали множество строгих

правил, ведя аскетический образ жизни.

Сегодня у нас под аскезой понимается отказ от материального

ради духовного. Однако слово 'аскеза' ('askhsis) собственно

означает тренировку, так что античный аскет - это тот, кто

приобрел некие навыки, преимущественно практические, нужные для

достижения определенной цели, например, состояния медитации или

экстаза, то есть человек, в нашем понимании скорее

соответствующий йогу.

Космогония орфиков, в отличие от общепринятой у греков, носила

черты Востока:

Из яйца, брошенного в воду, родился Фанет (Фанеш), божество

солнечного света и годового цикла. Его изображали окруженным змеей и

12 знаками Зодиака, как Эона и Митру.

Из Воды и Земли родилось нечто Третье, и 'это был Змей с

головами быка и льва, между которыми было лицо бога. Имя его было

Хронос Агераос (Нестареющее Время)' - уже знакомый нам сатурнический

образ. А сопровождали его Ананке-Судьба и Адрастея-Мстительница.

Но особенно орфики почитали Диониса.

Образ Диониса, связанный с культом плодородия, очень сложен.

Прежде всего Дионисов было два, позже слившихся воедино: 1) всем

известный Дионис-Вакх, покровитель виноделия, но он же и демон

Азазел, и 2) гораздо более древний Дионис-Загрей, великий охотник,

сын Змея. Если первый в конце попал на Олимп, то второй погиб

примерно так же, как Орфей, и в своих мистериях орфики, конечно,

больше имели в виду второго.

О том, как благостный демон (ангел) Азазел захотел стать

божеством, рассказывается в апокрифической книге Еноха. Азазел

научил мужчин делать мечи, ножи, щиты, а женщин - зеркала и

браслеты. Таким образом Дионис-Вакх, хоть и косвенно,

оказывается очередным 'культуртрегером', родственным тому же

Еноху, Оанну или самому Гермесу Трисмегисту.

Дионис-Загрей же, помимо прочего, был сыном Персефоны,

богини Подземного царства, нашедшей способ преодолевать порог

смерти (ср. о рыбе, преодолевающей очередной порог, у

суринамцев, лекция 6): так в одном образе слились категории

рождения, плодородия и смерти.

В целом Дионис стал символом освобождения от оков Закона

(своеобразный анти-сатурнический бунт), от преграды, отделяющей

человеческое 'Я' от окружающего его мiра (ср. араб. хаджаб, лекция

8). Это - чувство, интуиция, эмоция в чистом виде, слияние духа и

тела, путь к обожению через расслабление, 'групповая терапия',

восточный путь единения с Абсолютом (объ-единение, ср. solidaire у

Камю). Вот чему учили своих адептов орфики. Заметим, что они,

разумеется, считали Диониса богом, но у нас с вами речь давно уже

идет о культурном архетипе Диониса. В этом смысле 'путь Диониса'

можно описать как освобождение от Сатурна через Венеру и Юпитер (или,

в новейшей традиции, Плутон).

Как писал Владимир Шмаков, это 'экстаз, и он уносит душу на

крыльях сладостного безумия в причудливые чертоги Любви, где в

миг высочайшего напряжения... она одновременно испивает и кубок

Смерти, сгорает в этих пламенных объятиях' (Шмаков В. Основы

пневматологии. Киев, 'София', 1994).

Но был и другой путь к обожению, тоже хорошо известный грекам.

Его связывают с образом Аполлона, солнечного бога. Но это не

Солнце-Митра, жизнедатель для всех, а Солнце-Аполлион, губитель,

только уже не для всех, а лишь для избранных им же (`ap-ollyw,

сначала 'отобрать'), бог гармонии - помните у Пушкина: 'пока не

призовет поэта к с в я щ е н н о й ж е р т в е Аполлон...' -

тут не поэт приносит жертву богу, а его самого приносят в жертву.

Это - абсолютизация преграды-хаджаба,