Het Monster

История эзотерических учений от Адама до наших дней

набором мифологических и философских средств вызвало к

жизни целую группу течений, объединенных идеей спасительного Знания'

(Столяров А.А. Тертуллиан. Эпоха - жизнь - учение. В: Тертуллиан.

Избранные соч. М., 1994).

Гностики искали (и думали, что нашли) Истину. Основой ее они

считали Гносис (греч. Gnwsis - 'знание', ср. gnwri se auton): тайное

знание о Боге, мiре и подлинной духовной природе человека, открытое

пророками и сохраняемое эзотерической традицией. Обладание подобным

знанием, удостоиться которого могли лишь избранные, само по себе

ведет к Спасению.

Зло в мiре считалось возникшим изначально, в результате

'ошибки технологии'. Уничтожение его происходит лишь постепенно,

в ходе мiрового процесса восстановления планировавшейся гармонии

(гомеостаз), ускорить который помогают пророки и божественные

посланники. Путь к Спасению лежит через приобретение Гносиса.

Бог скрыт и непознаваем: 'Не дерзай говорить слова о Нем...'

(Поучения Силуана. Ср. пифагорейское: 'в перстне изображений не

носи'). Но это - верховный, истинный Бог. Он невидим ни первым, ни

вторым зрением ('третьим глазом'). Большинство же людей поклоняются

неистинному Богу, образ которого то и дело маячит у них перед

глазами. Между тем это - всего лишь производное истинного Бога, отец

не мiра, но лжи этого мiра (майи), то есть Диавол (хотя для гностиков

Диавол был не Ариманом - отцом зла, а всего лишь неудачником, жертвой

собственных заблуждений). Отсюда подразделение, превращающее

гностические учения из монистических в дуалистические:

САВАОФ: истинный и непознаваемый Бог, 'общий бог Космоса',

порождающий Плерому - полноту духовности, состоящую из

соединенных попарно эонов (духовных сущностей - ср. Хронос

Агераос, он же Зрван!). Последний из эонов - Пистис София,

Первичность Веры, порождающая Йалдаваофа, она же Хохма, она же

Гносис - Знание.

ЙАЛДАВАОФ (от евр. YELED - 'ребенок, потомок'): 'тень'

истинного Бога, порождение Плеромы, Демиург, 'местный бог

человечества', творец нашего неудачного мiра, столь же

несовершенного, как и он сам, к чему Саваоф не имеет отношения.

Он же Агносия, Незнание. Но в сотворение человека вмешиваются

силы Плеромы, и Первочеловек получает частицу подлинной

Божественной субстанции (ср. у зороастрийцев, лекция 5).

Несовершенство Демиурга объяснялось, среди прочего,

его андрогинностью, т.е. недифференцированностью на ян и

инь, на мужское и женское начало, на добро и зло. Поэтому

позже христианским философам пришлось переосмыслить само

понятие андрогинности: ведь незнание добра и зла - это

состояние Адама и Евы до грехопадения, атрибут

божественности, позже утраченный ими (и здесь христианство

смыкается с буддизмом, в котором Все-безразличие, т.е.

отказ от суждения о добре и зле, есть высшая ступень

приближения к Абсолюту, а также со зрванизмом - см. лекцию

5). Поэтому в христ. философии андрогинность души - символ

непричастности человека к вопросам пола, целостности и

догреховного состояния. Преодоление 'ложного аспекта'

андрогинности достигается при помощи 'духовного брака',

т.е. посвящения.

Брак - это символ союза. Но союз ('завет') может

быть заключен не только между людьми, но и между

человеком и Богом. Отсюда - понятие 'духовного брака',

Ветхий и Новый Завет, образ Церкви как 'невесты

Христовой' и т.д.

Одной из таких сект были ВАЛЕНТИНИАНЕ. Начав как христиане 'с

неоплатоническим уклоном', они скоро превратились в школу наподобие

Пифагоровой, где непосвященным преподавались начатки христианской

веры, а посвященным - учение о Саваофе и Йалдаваофе.

Валентин (лат. Valentinus, 110-175): иудей из Александрии,

философ, основатель гностич. секты. Предположит. автор

'Послания к Регину' (о воскресении), 'Евангелия Истины'.

Человек, учили валентиниане, состоит из тела, души и ума. Тело -

от земли, душа - от 'сформированного' (plasma), ум - от 'созданного':

ср. Мiр реального, Мiр творения, Мiр творчества в Каббале. Человек

получил это от Бога (Мiр эманаций). Отсюда три вида людей: духовные

(у них есть все три составляющие), душевные (только две) и плотские

(одна).

Духовное: