Het Monster

История эзотерических учений от Адама до наших дней

сняв

который, находишь нечто вполне тривиальное'.

Het Monster. История эзотерических учений.

Лекция 7. Шумер и Вавилон.

Шумер

Двуречье - благодатный край, не без оснований считающийся

'родиной цивилизаций', по крайней мере тех, которые принято называть

авраамитическими - иудейской, христианской и мусульманской.

Авраамитическими они называются потому, что все эти три религии

признают своим пророком и родоначальником библейского Авраама, родом

который был, как известно, из Ура Халдейского (Быт. 11:31),

города-государства в древнем Шумере.

На семитских языках этот край называется Арам Нахараим ('Арам

Двуречья' в отличие от Арама Сирийского - Арамеи, откуда родом был

Иисус Христос), и по-гречески тоже похоже: Месо-потамия, Между-

речье. Кстати, обе его реки, Тигр и Евфрат, считались двумя из

четырех рек Рая.

Реки Рая - Хавила, Гихон, Тигр и Евфрат (Быт. 2:10-14). О

том, что за реки две первые, существует масса версий (например,

Нил и Ганг). Сам Рай тоже, соответственно, находился где-то

недалеко от Каспийского моря (библ. историки даже находят, где).

Однако шумерийцы отнюдь не были семитами. Сами они называли себя

'черноголовыми' (те, кто бывал в Таллине, могут вспомнить о 'Братстве

черноголовых', которому принадлежало там несколько солидных зданий.

Однако к шумерийцам они, естественно, не имеют отношения). Если

вспомнить Теорию Семи рас, то шумерийцы принадлежали к шестой подрасе

Четвертой расы. Они были темнокожими, крепкими и приземистыми и

говорили на странном языке, агглютинирующем (а не флексирующем, как

наши), наподобие суахили или чокто.

Что означает название 'Шумер', неизвестно. Возможно, оно

восходит к одному из имен лунного бога Син (Шин). В Библии Шумер

наз. 'Сеннаар'; отголоски этого корня прослеживаются в санскр.

Сумеру (Меру, свщ. гора индийцев, на вершине которой находился

город Брахмы), в имени царицы Шамирам (Семирамида), и др.

История Шумера почти точно укладывается в эру Тельца (4000-2000

до н.э.). Этого уже достаточно, чтобы представить себе суть

'архаической' космогонии шумерийцев, хорошо знакомую нам по прошлой и

другим лекциям:

Из первозданного океана (вода, женское начало, богиня

Намму) выделились небо (огонь, мужское начало, бог Ану) и земля

(женское, богиня Ки). После этого между ними появился воздух

(мужское начало, бог Энлиль).

Потом возникли 'дингиры' - те же вуду и аку-аку, т.е.

божества и духи, управлявшие морем, светилами, реками и горами,

каждым полем и домом, каждой мотыгой и плугом (Крамер, Сэмюэл.

История начинается в Шумере. М., 'Наука', 1991).

Крамер - добросовестный ученый, собравший и

проанализировавший все данные, которые имеются у нас на

сегодняшний день о Шумере. Однако судя по тому, о чем он

пишет, а о чем избегает писать, он тоже был не свободен от

'идеологических установок', а потому безжалостно вымарал

все, что хоть сколько-нибудь напоминало об эзотеризме.

Потом было несколько попыток создать человека (из глины):

разные боги соревновались в этом, но у них не получалось: все

выходили то уроды, то бесполые существа, то безмозглые...

Прекрасный параллелизм с мифами майя (Пополь Вух, М., 1959,

репринт 1993), а также с Теорией Семи рас.

Духи-дингиры были добрые и злые, одни помогали людям, другие

мешали, а некоторые - как когда. Поэтому и культ развивался по уже

знакомой нам схеме - комбинации верований и культа, включавшего

ритуалы задабривания духов, жертвоприношения и не в последнюю очередь

врачевание.

Тот же Крамер приводит примеры вполне профессиональных рецептов

разных мазей, микстур и припарок эпохи ок. 2300 г. до н.э. Он

радуется, что в этих рецептах нет 'никакой мистики и магии', забывая,

что в архаичной культуре любое действие уже есть магия, а врачевание

- тем более. Да и в наши дни хороший врач не может не быть магом -

иначе это не хороший врач.

Шумерийцы ничего не знали о вирусах и бактериях, а рассуждали

просто: раз в мiре всем управляют духи, значит, свой дух (злой,

конечно) есть и у каждой болезни. Микстуры и припарки нужны, чтобы

помочь ТЕЛУ человека справиться с болезнью, но главное - это

справиться со злым духом, овладевшим его ДУШОЙ. Поэтому они, помимо

изготовления лекарственных снадобий, производили над ними магические

манипуляции, молились добрым