Het Monster

История эзотерических учений от Адама до наших дней

некоторых исследователей, 'означало право для

каждого на личную судьбу', т.е. приближало человека к понятию

индивидуальной кармы - см. Лукач Й. Пути богов. М., ИПЛ, 1984), но

их 'мощности' нехватало для нейтрализации общегреческого бинера.

По Плутарху, мойры ведали связями: 1) принципа движения с

принципом жизни, которые связывает монада, в области незримого

(Атропос); 2) принципа жизни с принципом гибели, которые

связывает природа, символ - Луна (Лахезис); 3) принципа гибели и

возрождения с принципом движения, которые связывает ум, символ -

Солнце (Клото).

Однако бинер можно достроить не только до треугольника, но и до

квадрата:

Андрогин Треугольник разверты-

Іњњњњњњњњ— вается в квадрат, получа-

‹ - +‹ ется кватернер, четверица,

‹ ‹ пифагорейская тетрактида,

‹ + -‹ а также знакомая нам тет-

?њњњњњњњњ± раграмма I-H-V-H.

Дионис Аполлон

Получается андрогин, от греч. 'andros - 'мужчина' и gynh -

'женщина', символ 'неслиянного единства' ян и инь, попытка найти в

законах Сатурна с м ы с л через нахождение их элементарных

составляющих, ведь квадрат (четверка) - это четыре стихии, четыре

стороны света и т.д. (уравновешивание Сатурна при помощи архетипа

двойной Венеры, Афродиты и Афродитона - ср. у орфиков: 'Юпитер - и

божественный Супруг, и Супруга, Отец и Мать' /цит. по: Шюре Э.

Великие посвященные. Калуга, 1914; репринт М., 1990/, или у китайцев:

Дракон-Юпитер как темная и 'Дракон-Юпитерша' как светлая ипостась

Юпитера /Шицзин/).

Согласно греческой мифологии, боги первоначально создали не

людей, а андрогинов: это были двуполые существа с двойным

набором органов. Возгордившись, андрогины восстали против богов.

Тогда Зевс расколол каждого из них пополам: 'Если они и теперь

не усмирятся, я рассеку их еще пополам (квадрат!), и им придется

скакать на одной ноге'. По Платону, любовь есть инстинктивное

стремление любящих вновь соединить раздвоенное.

Весьма 'квадратным' в этом смысле было учение Пифагора.

ПИФАГОP (ок. 580-500 до н.э.): в юности учился музыке,

живописи и атлетике, потом - геометрии и астрономии. По

легенде (естественно, не подтвержденной) побывал в Египте,

Вавилоне, Персии и других странах: 'математические науки он

усвоил от египтян, халдеев и финикиян... а от магов услышал о

почитании богов и о прочих жизненных правилах' (Порфирий. Жизнь

Пифагора).

Вернувшись на родину, открыл школу в Кротоне. Поступавшие

туда должны были пройти обет молчания (от 2 до 5 лет), после

чего их посвящали в 'акусматики' (слушатели) или 'экзотерики'

(внешние) и разрешали слушать таинства из-за занавески. В это

время они изучали классические науки - грамматику, риторику и

т.п.

'Все, явленное Пифагору, его последователи полагали

законом, его самого чтили как посланца от Зевса, а на себя,

благоговея перед божественным, накладывали обет молчания,

ибо внимали многим священным тайнам' - Флавий Филострат.

Жизнь Аполлония Тианского. М., 'Наука', 1985.

Лишь после этого их посвящали в 'математики' (ученые, т.к.

mathhsis и значит 'наука') или 'эзотерики' и после обряда

очищения (греч. katharsis /!/, ср. 'Тахарот' у евреев - трактат

о ритуальных очищениях, но очищениях ж е н с к и х) разрешали

участвовать в мистериях.

Требования, предъявлявшиеся Пифагором к ученикам, нам уже

знакомы так же, как и смысл его учения, ибо основы эзотерики везде

одни и те же. Различаются лишь детали.

Ученики должны были соблюдать правила добродетельной жизни

(почитай богов, блюди клятву, уважай родителей, т.е. те же заповеди:

'да не будет у тебя иного Бога кроме меня, почитай отца твоего и мать

твою, не лги, не лжесвидетельствуй...') и ряд символических

требований (напр., 'не ешь сердца', т.е. не удручай себя горем, или

'в перстне изображений не носи', т.е. не выставляй напоказ того, что

думаешь о богах).

Они изложены в т.н. 'Золотых стихах', принадлежащих кому-то

из последователей Пифагора (опубл., в частности, в альманахе:

АУМ. Синтез мистических учений Запада и Востока. N 2. М.,

'Terra', 1990). Ничего особо эзотерического