Het Monster

История эзотерических учений от Адама до наших дней

полтора века. Я имею в виду, впрочем, только образованные круги, в

народе-то вера в чудеса никогда не умирала.

Открытие Урана (1784) совпало с началом нового периода в истории

эзотеризма. В конце XVIII и особенно в XIX веке оккультизм возродился

с новой силой в результате философских исканий членов многочисленных

тайных обществ (розенкрейцеры, иллюминаты, масоны), практической

потребности ученых-естественников, гл.об. врачей (Месмер, Галль,

Ганеман), и 'открытия' европейцами восточных и своих собственных

древних учений, переработанных на новом теоретическом уровне

(хиромантия, спиритизм, теософия).

Путем многих проб и ошибок оккультисты искали путь к

объединению древних, во многом устаревших теорий с данными

современной им науки. При этом каждое маленькое общество

вырабатывало свой понятийный язык. Различие между этими языками

дает о себе знать и сейчас. Беда еще в том, что оккультизм

подталкивал их к политике. Эзотерический взгляд на мiр есть

философия человека, свободного от каких бы то ни было

предрассудков, и начинающие изучать ее часто путали духовное

освобождение с социальным. Достаточно вспомнить русские союзы

декабристов, возникшие на основе масонских лож. Но о масонах

речь пойдет особо.

Так или иначе, к концу XIX века оккультизм в основном сложился

как цельное и вполне научно обоснованное мiровоззрение. За весь

девятнадцатый век вообще было сделано очень много - во всех областях

развития оккультизма. Появилось много новых дисциплин. Однако эпоха

fin de siecle ('конца века') и последовавшее за ним двадцатилетие

войн и революций снова смешали все карты. Сначала оккультизм стал

модой, после чего, естественно, появилось множество откровенных

обманщиков и шарлатанов, и дело кончилось тем, что оккультизм

перестали воспринимать всерьез. Над ними стали насмехаться. Даже

Ярослав Гашек в 'Похождениях бравого солдата Швейка' вывел

повара-оккультиста Юрайду. Увлекаться оккультизмом стало для

образованных людей зазорным.

В 20-е - 30-е годы начался новый, на сегодняшний день последний

этап в развитии эзотеризма. Слово 'оккультизм', ставшее

уничижительным, было забыто, и названия подбирались новые.

Оправилось от ударов судьбы Теософское общество, созданное

Еленой Блаватской. В Швейцарии д-р Рудольф Штайнер основал 'храм'

антропософии. В Америке возник Институт парапсихологии, в России -

целое научное направление по исследованию возможностей человека

(Бехтерев). Нацисты в Германии попытались поставить себе на службу

астрологов и ясновидящих. В Англии под именем 'Серебряной звезды'

возродился орден 'Золотой зари', основанный в конце XIX в., и так

далее.

Самые умные из власть предержащих начали осознавать ценность

эзотерической науки. Все исследования, могущие хоть как-то повлиять

на расстановку сил в мiре или на престиж государства, стали

субсидироваться - и засекречиваться. До этих пор вся эзотерика,

включая и церковь, на протяжении тысячелетий жила только на свои

доходы и на частные, пусть даже королевские, пожертвования.

В годы второй мiровой войны это развитие замедлилось, многие

эзотерики умерли или погибли. Но сразу после войны оно возобновилось

и быстро пошло вперед. Появились многочисленные общества и

организации, учебные центры, факультеты, издательства и магазины,

стало выходить все больше новых книг и переизданий старых. Появление

компьютеров позволило создать специальные программы и базы данных.

Возникли новые направления и дисциплины, к старым теориям были

найдены новые подходы. И ко всему этому как-то прижилось название

ЭЗОТЕРИКА как некое объединяющее понятие. Сначала оно, естественно,

получило распространение за рубежом, а после крушения социализма - и

у нас.

У нас, правда, эзотерика тогда расцвела махровым цветом, как в

начале века. Но это пройдет, да и уже проходит.

В целом же, несмотря на очевидное признание, эзотерика до сих

пор занимает маргинальное положение, находясь как бы на периферии

общественного сознания. Эзотеризм как философия прежде всего удобен,

потому что помогает объяснить и понять многие вещи, а также

прогнозировать их развитие. То есть требованиям, предъявляемым к

теории, он отвечает (теория, как известно, должна не только

объяснять, но и прогнозировать). Кроме того, его построения красивы,

а красота - еще один признак хорошей теории. Прикладные эзотерические

дисциплины тем более удобны, потому что помогают