Het Monster

История эзотерических учений от Адама до наших дней

покой').

Изначально шаман, без сомнения, продукт эры Тельца (вспомните

третью лекцию). Содержание этой 'профессии' за истекшие несколько

тысяч лет мало изменилось, изменился лишь уровень ее осмысления.

Сегодняшний шаман - это, как правило, человек с медицинским

образованием, принадлежащий к этносу-эгрегорогену (т.е. к коренному

населению) - суринамец, если вернуться к последнему примеру, или

китаец, если речь идет об акупунктуре, и имеющий подлинно

эзотерическое сознание, то есть, во-первых, не просто знающий, а

глубоко чувствующий законы микрокосма и макрокосма, а во-вторых,

целиком и полностью сознающий свою ответственность (нельзя нарушать

космическое равновесие).

Причем если первый и второй элементы факультативны (шаман может

не иметь медицинского образования или не принадлежать к

соответствующему этносу), то отсутствие третьего элемента

(эзотерического сознания) превращает шамана в колдуна, curandero в

brujo.

Словом curandero (целитель) в Лат. Америке называют

истинного шамана - такого, как Эдуардо Кальдерон из Эквадора,

описанного Дуглас Шарон в ее книге 'Мудрец Четырех Ветров'

(Sharon, Douglas. Wizard of the Four Winds. The Free Press, New

York 1978; dtsch. Magier der vier Winde. Verlag Hermann Bauer

KG, Freiburg in Breisgau, 1. Aufl. 1987). Он сам говорит о себе

так:

'Конечно, шаман должен быть добрым... Иначе нельзя.

Даже собирая растения, надо идти к ним с доброй душой, и они

выйдут тебе навстречу. Злой человек найдет только злые

растения... Перед тем, как стать curandero, я дал учителю

обещание: помогать людям, не думая о собственной выгоде,

помогать всем, кто нуждается в помощи - кто бы он ни был и какую

бы жизнь он ни вел'.

Brujo же, не вдаваясь в лингвистические подробности,

означает 'черный маг', 'злой колдун'.

Во всех странах мiра, от Чукотки до Огненной земли, принципы

работы шаманов одни и те же. Они используют взаимосвязи, существующие

между мiром видимым и мiром невидимым (закон подобия), воздействуя на

них с помощью тысячелетиями отрабатывавшихся приемов, чтобы

восстановить космическое равновесие там, где оно нарушено.

На видимом плане это ритуальные действия - танец, музыка,

молитва, благовония, манипулирование магическими предметами (кстати,

христианизация в данном случае не только не ограничила, но даже

обогатила их выбор: современные шаманы используют теперь четки,

распятия и христианские молитвы). На невидимом плане - ритуальное

поведение (соблюдение определенных правил жизни и обращения с

предметами). Таким образом, как писал уже цитировавшийся В.Р.

Арсеньев, 'Магия выступает не только как набор приемов

(инструменталистика), но и как особый способ восприятия мiра, как

стратегия воздействия на него в интересах людей' (Арсеньев В.Р. Звери

- боги - люди. М., 1991).

Во многих шаманских ритуалах для достижения медитативного

состояния (транса) используются наркотические вещества, главным

образом в виде тинктур и экстрактов (напитков): кола, чича ('кактус

Сан-Педро'), октли (пейотль) в Америке (отсюда 'октлупук' - варщики

октли), содержащие кокаин, мескалины и датуроиды соответственно,

амрита и сома в Индии, хаома у персов, содержащие эфедрин, амброзия у

греков, гашиш у арабов и т.д. Однако их применение строго дозируется

и допускается лишь в определенных случаях.

В качестве примера сошлемся на одного из крупнейших русских

эзотериков начала века - Г.О.М. (Генрих Оттонович Мёбиус: Курс

энциклопедии оккультизма, СПб., 1912): если хочешь усилить

восприятие - пей кофе, если желаешь усилить 'выдачу' информации

- пей чай. Если хочешь усилить и то, и другое на короткое время

- прими алкоголь ('коммиттментная доза' - 25 г.), но 'ни в коем

случае не повторяй приемов'.

Из своих знаний настоящие шаманы никогда не делают тайны - в

отличие не только от 'черных' шаманов-brujo, но и от жрецов чисто

религиозных культов. 'Я готов научить всякого, кто искренне этого

желает и действительно стремится к знаниям', - говорит тот же Эдуардо

Кальдерон. Другое дело, что не каждому дано научиться.

В заключение процитируем в этой связи слова другого крупнейшего

эзотерика начала века, англичанина Г.К. Честертона (1874-1936):

'Истинные мистики не прячут тайн, а открывают их. Они ничего не

оставляют в тени, а тайна так и остается тайной. Зато

мистику-дилетанту не обойтись без покрова таинственности,