Het Monster

История эзотерических учений от Адама до наших дней

исихастов, 'йогическую' секту

православных христиан, возникшую примерно в то же время (IV в.)

и обосновавшуюся на Афоне. Исихазм (Hesichasm, от греч.

`hsycheia - 'внутренняя тишина') был мистическим течением,

начавшим с медитативной практики и завершившимся (к XIV в.)

разработкой вполне эзотерического учения о пути человека к

единению с Богом через сосредоточение сознания в себе самом

(Григорий Палама, 1296-1360).

Философы-христиане, как уже указывалось, тоже не могли не

пользоваться этим эзотерическим багажом. Так, искренно уверовавший во

Христа Ориген (185-253), гениальный эзотерик, не смог преодолеть

противоречия между узостью раннехристианских догматов и широтой

позднеплатонического мышления - и решил отказаться от последнего,

поддавшись 'магии креста'. Поэтому церковники долго раздумывали,

еретик он или нет, но все же в VI веке исключили его из числа

авторитетных отцов церкви.

Однако Ориген успел все же сформулировать ряд положений, не

только повторяющих уже известные нам космологические и иные

представления, но и позволяющих осмыслить их по-новому. Так,

Ориген признавал существование не только нашего 'уникального'

мiра, но бесконечного множества мiров, сводя тем самым

страшноватый вопрос о конце света в целом к вопросу об

исчезновении всего лишь одного из этих мiров, к тому же

наверняка не самого важного. Многим ли отличается этот постулат

Оригена от наших сегодняшних взглядов?

Подробный анализ философии Оригена - предмет истории

философии, а не наших занятий. Упомянем, однако, еще один его

постулат, о добре и зле. Зло - не самостоятельная сила, а всего

лишь недостаток добра в каком-то определенном месте и времени

('ошибка технологии', нарушение космического равновесия). Отсюда

простое и ясное понимание Спасения как восстановления

нарушенного равновесия. А раз так, значит, и Диавол спасется,

ибо его светлая сущность (ведь она была!) в конце концов

восстановится в первоначальной чистоте.

Этот постулат, расширенный до понимания обязательного

Спасения всех, называется апокатастасис (греч. 'восстановление'

как воскресение всех и вся).

Крупнейшей фигурой среди 'отцов церкви' того времени,

безусловно, является Блаженный Августин, путем долгого поиска

нашедший в христианских догматах, а точнее, вложивший в них тот

глубокий смысл, которым, как с тех пор считается, они обладали

изначально.

Бл. Августин (Aurelius Augustinus, 354-430). Сын римлянина и

христианки, он сначала был манихеем, потом увлекся греческой

философией (скептики, неоплатоники). В 32 года принял крещение,

в 41 стал епископом Гиппонским.

Для нас особенно интересны два его постулата: о Граде Божием и о

Спасении.

'Два Града созданы двумя видами любви, а именно: земной -

любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом, Небесный - любовью к

Богу вплоть до забвения себя' (О Граде Божием). Град Земной - это

сообщество обычных людей, неверующих или даже верующих, но 'больных',

т.е. обремененных грехами и суетой. Град Небесный - это сообщество

праведных, незримая истинная Церковь.

Это - не только начало богословского представления о Церкви

торжествующей (христианский эгрегор) и Церкви воинствующей

(живущие христиане), это и начало эзотерического христианства,

цель которого сродни цели буддизма Махаяны: путь к Спасению

открыт для всех, все экзотерики могут стать эзотериками, и для

Спасения всей Земли лучше, чтобы они ими стали.

Правда, собственный опыт говорил Августину, что одних только

человеческих сил, т.е. веры и горячего желания, для Спасения

недостаточно. Лишь божественная благодать способна 'вылечить больную

душу'. Чтобы обрести ее (или, пользуясь термином каббалистов, узреть

Шехину - см. лекцию 8), нужно стремиться познать Бога, а для этого

надо в первую очередь познать самого себя:

'Не стремись к внешнему, возвратись в себя самого: истина

обитает внутри человека' (Августин. Об истинной религии). Таков

путь к мистическому озарению, которое Августин однажды пережил

сам (Столяров А.А. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьбы.

В: Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991).

В своих рассуждениях Августин, как мы видим, использовал

положения неоплатоников, но на таком высоком уровне, что церковные

иерархи так и не решились