Het Monster

История эзотерических учений от Адама до наших дней

(Адонай Эхад), и поклонники

Нага-Нехуштана (Медный Змий, 4 Цар., гл. 18) и рыбы-Дагона (1 Цар.,

гл. 5) были объявлены еретиками.

Однако самому Ягве, сатурническому Богу неумолимого мiрового

Закона, невольно пришлось воплотить в себе качества всех божеств

прежнего пантеона, в том числе и Божественную Премудрость - Хохму,

Венеру в Рыбах, прошедшую за период эры Рыб значительный путь

развития.

'Ее местонахождение скрыто глубокой тайной; ее нет ни на

земле, ни над землей, ни под небом; путь к ней открыл

Бог-Творец... после того, как дал закон ветру, воде, дождю,

грому и молнии' (Никольский Н.М. Избр. соч. по истории рел.,

М., 'Наука', 1974; cм. тж. Иов 28:14, 21-26; Прит. 9:1-6). Ее

почитали в узком кругу 'посвященных' (ученых, философов).

Рыбы, согласно астрологии, - место возвышения Венеры. Рыбы

дают ей феноменальную интуицию, периоды плодотворного

вдохновения, создавая своеобразный архетип философа и поэта.

В сочетании с архетипом Сатурна (Ягве, Закон) это дало

творчество - Талмуд, а потом Каббалу, но и конфликт - галут

(диаспору), секты, хасидизм...

Канадский исследователь Мишель Моран отождествляет архетип

Венеры в Рыбах с XVII арканом Таро - это Звезда, 'карта

творческой личности, стремящейся лишь к одному: выразить себя в

творчестве' (Моран М. Марсельское Таро. М., 1993). Кроме того,

это еще и м и с с и я, и идея М е с с и и.

В последние века нашей эры корпус иудейских священных книг

(Танах - Тора, Пророки и Писания) уже сложился и был 'утвержден'.

Книги писались и после, но в Танах они уже не вошли. Сложился

институт раввинов, ведших школы и длительные научные диспуты; слова

раввинов начали записывать, и через несколько веков этих записей

набралось так много, что их решено было упорядочить. Так возник

Талмуд.

Над ним работали две Академии - одна в Палестине, другая в

Вавилоне. К середине IV в. (нашей эры) был закончен первый,

Иерусалимский Талмуд, к середине VI в. - второй. Таким образом,

Талмуд, существующий к тому же в двух вариантах, представляет

собой огромный сборник законов, правил, постановлений, преданий,

легенд и фольклорного материала, включая пословицы и поговорки.

Немецкое издание одного только Вавилонского Талмуда занимает 12

томов.

Эзотерические вопросы в нем открыто не обсуждаются: это своего

рода 'новый Закон', обязательный для правоверных. Современный иудаизм

в гораздо большей мере зиждется на Талмуде, чем на Торе (Танахе), и

эзотеризма в нем немного.

Гораздо интереснее для нас идеи неортодоксальных мыслителей, тех

самых 'философов и поэтов', одним из знаменитейших среди которых

считается рабби Акиба.

Р. Акиба бен Иосиф, один из Четверых мудрецов, был родом из

новообращенных (т.е. изначально не иудей). Он стал раввином,

составил множество комментариев к Священному Писанию, да таких,

что они приводили в изумление современников: 'Из каждого

крючочка, - говорили они, - он может извлечь гору толкований'.

Эти толкования нередко носили весьма мистический характер,

однако были настолько хороши, что раввины так и не осмелились

причислить его к еретикам, как трех остальных из Четверых

мудрецов. Когда произошло восстание Бар-Кохбы (135), Акиба

принял его за Мессию, последовал за ним и вместе с ним был

казнен римлянами.

Именно Акибу часто считают автором первых каббалистических книг,

Сефер Йецира и Зогар, но это мало вероятно. А вот основные положения

каббалистической мысли он вполне сформулировать мог. Но свое развитие

они получили лишь в последующие века.

Представьте себе тогдашний Восток 'от Нила до Инда': тысячелетие

семитских культур сменяется 6, 8, 10 веками если не господства, то

влияния греческого языка и культуры. (Рим и латынь ушли на Запад, в

страны варваров, и это разделение 'сфер влияния' было окончательно

закреплено великой схизмой 1054 г.) Но уже наступила эпоха арабских

завоеваний, и вскоре весь культурный Восток заговорил на этих трех

языках: еврейском, греческом, арабском. Тогда нельзя было быть

ученым, 'не овладев знанием всех тех богатств, которые выработало

человечество' (В.И. Ленин).

Это слияние культур дало новый стимул эзотерической мысли, в

результате которого сложилось учение Каббалы. Это - классическое

эзотерическое учение, продолжающее и дополняющее уже нам известные.