Het Monster

История эзотерических учений от Адама до наших дней

вариантов лежит одно и то

же представление о мiре, сложившееся еще на рубеже эр Тельца и Овна и

настолько совершенное и самодостаточное, что любые последующие

принципиальные новации, зарождались ли они внутри индийской культуры,

как буддизм, или привносились извне, как христианство, просто

отторгались потом как лишнее или 'переваривались', будучи разжалованы

в рядовые, мелкие частности единого и неделимого учения.

Вкратце история развития этого учения или, точнее, мышления

такова. Свое начало оно берет в эре Тельца - это уже известный нам

постулат 'мiр совершенен и менять его незачем', - однако свои

теперешние формы оно приняло лишь в начале эры Овна, после вторжения

индо-арийцев ('белые вытесняют черных', вспомните теорию Семи рас).

Тяготы этой эпохи завоеваний добавили к названному постулату вторую

часть: 'Человек несовершенен и обязан меняться'. В этом духе и были

составлены первые 'черновики' Вед. Конец эры Овна, эпоха

окончательного оформления священных книг и зарождения учения о

Спасении (VI-III в. до н.э.) под влиянием наступающей эры Рыб

прибавило к этой формуле третью часть: 'Изменение - залог Спасения'.

Таким образом, самое позднее к III в. до н.э. это мiровоззрение

сформировалось окончательно и далее обжалованию не подлежало, ибо эта

формула оказалась настолько всеобъемлющей, что все более юные учения

(зороастризм, буддизм, христианство, мусульманство и пр.) либо

накрывались и далеко перекрывались ею как огромной шапкой, либо

отвергались как глупые и примитивные (если они, например, предлагали

изменить не человека, а мiр и его устройство). Эзотерический смысл

этой формулы очевиден и не требует комментариев.

Следует надеяться, что в период перехода от эры Рыб к эре

Водолея к этой формуле будет добавлена четвертая часть, отвечающая

духу новейшего времени.

Еще раз подчеркиваю, что я имею в виду здесь лишь эзотерическую,

т.е. высшую, способную к самым высоким обобщениям часть общественного

и индивидуального сознания: стоит опуститься хоть на ступеньку ниже,

на уровень 'просто' философии или религии, как тут же начинаются

споры и противоречия: существует мiр или это только иллюзия, какой

бог главнее и т.п. Однако именно всепроникающий эзотеризм индийских

религий и философий позволяет снять эти противоречия, благодаря чему

защитники самых полярных точек зрения никогда не опускались до

выяснения отношений с мечом в руках, а признавали друг за другом

право облекать общее мiровоззрение в любые частные формы. Этого-то и

не могли понять многие западные исследователи индийской культуры

(см., напр.: Чаттопадхьяя Д. История индийской философии. М.,

'Прогресс', 1966).

В чем же заключается концепция индийского эзотеризма, если

эту формулу развернуть?

О космогонии древних народов вообще и индийцев в частности мы

уже говорили. 'Вначале не было ничего', то есть хаос. Потом в этом

хаосе начала складываться некая структура, из которой возникло

Мiровое Яйцо - зародыш Вселенной (Мифы Древней Индии. Лит. изложение

В.Г. Эрмана и Э.Н. Темкина. М., 'Наука', 1975). Если подойти к этому

с нумерологической точки зрения (тем более, что 'арабские' цифры,

которыми мы пользуемся, имеют на самом деле индийское происхождение),

то хаос очевидно соответствует 'нулю'.

Однако что следует считать единицей - Мiровое Яйцо? Но оно уже

двоично, ибо в нем присутствуют центр и периферия, 'желток' и

'белок'. Однако яйцо - еще не Вселенная, ибо оно безжизненно, пока не

оплодотворено. А оплодотворение - это опять-таки единица, вспомните

живописный миф о лингаме Шивы, возмущающем мiровые воды. Может быть,

проще предположить, что нуль (хаос) также имеет какие-то свои,

'нулевые' стадии развития?

Мысль о том, что яйцо напоминает маленькую модель Солнечной

системы, пришла людям в голову еще в глубокой древности.

Исследуя яйцо, они делали выводы о строении Солнечной системы, и

эти выводы были правильны. Но мы с вами уже знаем, что связь

между обеими структурами - не причинно-следственная (то есть

нельзя сказать, что одно является причиной другого), а

телеологическая: в нашей Вселенной все устроено по одним

законам (т.е. эти явления имеют одну причину).

Эта простая и опять-таки всеобъемлющая картина сотворения мiра

очень понравилась европейцам в конце XIX века, после 'открытия Индии'

англичанами. Давно надоевший вопрос: 'как понимать утверждение о

шести днях творения' показалась вполне разрешимой. Е.П. Блаватская

подробно