Het Monster

История эзотерических учений от Адама до наших дней

мужское Афродита Урания

Душевное: женское Афродита Пандемос

Плотское: мужеженское Афродита/Афродитон

Но это в теории. На практике же они занимались целительством и

астрологией, изготовлением талисманов, амулетов и пр. абракадабры.

Не следует думать, что абракадабра - понятие ругательное. В

те времена так назывался амулет, помогающий от лихорадки.

Название восх. к имени демона Абраксаса, которого и заклинали

таким образом, чтобы он 'отпустил' больного (ср. лекцию 7).

Чем талисман отличается от амулета? Талисман - это фигурка

или иное изображение божества (вуду, аку-аку и пр.), амулет -

фигурка с надписью или одна только надпись (или символ): у

евреев - мезуза (бумажка с текстом из Торы), у христиан -

украшения с символами креста, сердечка и якоря (вера, любовь и

надежда), со знаками Зодиака, буквами алфавита и т.п.

Подобно валентинианам, ОФИТЫ различали высшего и низшего Бога,

Саваофа и Йалдаваофа, и поклонялись первому, но в образе Змея (греч.

`o 'ophis - змея) как символа высшей мудрости, Софии. Поэтому и Иисус

христиан был для офитов всего лишь в очередной раз воплотившимся

Змеем, 'Вечным Посвященным', все той же божественной монадой. Отсюда

- офический символ змея на Т-образном кресте и живые змеи,

участвовавшие в их мистериях.

Таких сект было великое множество. Поэтому первые церковные

философы ('отцы церкви') занимались главным образом апологетикой, то

есть выработкой принципов христианской религиозной философии и их

защитой против этих ересей. Однако их уже подстерегала новая

опасность, надвинувшаяся с другой стороны.

Христианство 'хорошо легло' на платоническую философию:

НЕОПЛАТОНИКАМ (Плотин и др.) импонировала идея о триипостасной

сущности верховного Бога, в которой они видели платоновский

треугольник (см. лекцию 9), включающий 'En, Единое как способ

нейтрализации бинера. Считается даже, что эту свою идею христиане у

них и заимствовали, но нам с вами ясно, что речь здесь идет не

столько о заимствовании, сколько об интуитивном открытии одних и тех

же закономерностей устройства мiра.

Однако если 'ипостаси неоплатонической триады - это

безличные сущности', философские категории, в каковом качестве

мы их и рассматривали, то '...ипостаси христианской Троицы - не

только и не столько диалектические категории, сколько 'лица',

личности (prosopa)' - Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли.

В: Культура Византии, т. 1, М., 'Наука', 1984, - в таком

персонифицированном виде эти категории были понятнее простым

людям, какими были первые христиане.

Из всех направлений философской мысли того времени именно

(нео)платонизм обладал наиболее высокоразвитым понятийным и

категориальным аппаратом, поэтому первые христианские философы

испытали на себе значительное его влияние.

Классическим и наиболее эзотеричным из философов-неоплатоников

(не христиан) следует считать Ямвлиха ('Iamblichos, 280-330),

провозгласившим догмат 'всеобщего согласия тайноведцев всех времен и

народов':

Все восточные и греческие мудрецы, маги и прорицатели,

поэты и философы, считал Ямвлих, во все времена возвещали одну и

ту же неизменную и непогрешимую доктрину, которую надо только

понять и истолковать правильно, чтобы убедиться в ее единстве...

Чем мы с вами, собственно, и занимаемся.

Ямвлих комментировал Платона в эзотерическом духе, чем оказал

большое влияние на развитие оккультизма и повлиял на Пико делла

Мирандола, христианских каббалистов и других западных эзотериков

эпохи Возрождения, живших тысячу лет спустя. При этом он отмечал

разницу не только между эзотеризмом и религией, но и между

эзотеризмом и философией: 'об эзотеризме надо мыслить эзотерически,

о философии - по-философски'. Эзотеризм (теургия - theourgia, греч.

'богодействие') был для него выше философии.

Самого Ямвлиха, естественно, тоже провозгласили

'тайноведцем и чудотворцем'. Каждый неоплатоник стремился стать

не только мыслителем, но и теургом, т.е., как сказали бы теперь,

'белым магом'. Теория была неразрывно связана с практикой. Тот

же Ямвлих занимался астрологией, магией, гаданием и практикой

экстатического восхождения в сверхчувственные сферы, то есть тем

же, чем и другие учители-эзотерики всех времен и народов.

В этой связи можно упомянуть