Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

жизнью и выразит сострадание к судьбе и жизни другой.

ГЛАВА XIV

Феноменальная и ноуменальная сторона человека. -- 'Человек в себе'. --

Как мы познаем внутреннюю сторону человека? -- Можем ли мы узнать о

существовании сознания, находящегося в не аналогичных нашим условиям

пространства? -- Мозг и сознание. -- Единство мира. -- Логическая

невозможность одновременного существования духа и материи. -- Или все дух,

или все материя. -- Разумные и неразумные действия в природе и в жизни

человека. -- Могут ли существовать разумные действия рядом с неразумными? --

Мир как случайно создавшаяся механическая игрушка. -- Невозможность сознания

в механической Вселенной. -- Невозможность механичности при существовании

сознания. -- Факт человеческого сознания, нарушающий механическую систему.

-- Сознания других разрезов мира. -- Как мы можем узнать о них? -- Шестое

измерение. -- Кант о духах. -- Спиноза о познании невидимого мира. --

Необходимость интеллектуального определения того, что может быть и чего не

может быть в ноуменальном мире.

'Человек' заключает в себе все три указанных рода явлений. Мы называем

'человеком' известного рода комбинацию явлений физических, жизненных и

сознания. Явления сознания мы в себе чувствуем, ощущаем и сознаем; явления

жизни и физические явления наблюдаем и заключаем о них на основании опыта.

Чужих явлений сознания, то есть мыслей, чувств, желаний другого человека, мы

не ощущаем, и о том, что они у него есть, мы заключаем на основании его слов

и на основании аналогии с самим собою. Мы знаем, что у нас самих известным

поступкам предшествуют известные мысли и чувства. И, когда мы видим те же

поступки у другого человека, мы заключаем, что он думал и чувствовал то же,

что и мы. Аналогия с самим собой -- это наш единственный критерий и метод

для суждения и умозаключения о явлениях сознания других людей, если мы не

можем сообщаться с ними или не хотим верить тому, что они нам говорят про

себя.

Если предположить, что я жил среди людей, не имея возможности

сообщаться с ними и не имея возможности делать заключения по аналогии, то я

был бы окружен движущимися и действующими автоматами, смысл и значение и

причины действий которых были бы для меня совершенно темны. Может быть, я

объяснял бы их действия 'молекулярным движением', может быть, 'влиянием

планет', может быть, 'спиритизмом', может быть, 'случайностью',

непроизвольной комбинацией причин, но во всяком случае сознания в глубине

этих действий я бы не видел и не мог видеть.

О существовании 'души' я вообще могу заключить только по аналогии с

самим собою. Я знаю, что известные явления во мне связаны с обладанием

душой. Когда я вижу те же явления в другом человеке, я заключаю, что и он

обладает душой (понимая под 'душой' комплекс явлений сознания). Но прямо

убедиться в существовании души у другого человека я не могу. Изучая людей

только со стороны, я находился бы по отношению к ним буквально в таком

положении, в каком, согласно Канту, мы находимся к окружающему нас миру. Мы

знаем только наш способ его познания. Мира в себе мы не знаем.

Таким образом, для познания человека в себе (то есть сознания) у меня

два способа -- аналогия с самим собой и общение моего сознания с другим

сознанием, обмене мыслей. Без этого -- человек для меня только феномен,

движущийся автомат.

Ноумен человека -- это его сознание и все, что заключает в себе это

сознание и с чем оно человека связывает.

В 'человеке' для нас открыты оба мира, хотя ноуменальный мир открыт

мало и слабо, благодаря тому, что он познается нами через посредство

феноменального.

Ноуменальное, значит постигаемое умом и характерное свойство вещей

ноуменального мира, -- заключается в том, что они не могут быть познаны тем

же способом, как вещи феноменального мира. Мы можем предполагать о

существовании вещей ноуменального мира, находить их путем умозаключений,

открывать по аналогии, чувствовать их, вступать с ними в какое-то общение,

-- но мы не можем их ни видеть, ни слышать, ни осязать, ни взвешивать, ни

мерить, ни фотографировать, ни разлагать на химические элементы или на число

вибраций. Ноуменальный мир -- или мир причин, это для нас мир метафизических

фактов.

Таким образом, сознание со всеми его функциями и со всем его содержимым

--