Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

Это положение, что жизнь не есть комплекс механических сил,

подтверждается еще несоизмеримостью явлений механического движения с

явлениями жизни. Явление жизни не может быть выражено в формулах

механической энергии, в калориях тепла или в пудосилах. И явление жизни не

может быть создано искусственно физико-химическим путем.

Если мы будем рассматривать каждую отдельную жизнь как круг четвертого

измерения, то это объяснит нам, почему каждый круг неизбежно уходит из

нашего пространства. Это происходит потому, что круг неизбежно кончается в

той же точке, где начался, -- и 'жизнь' отдельного существа, начавшись

рождением, должна кончиться смертью, которая есть возвращение к точке

отправления. Но во время прохождения через наше пространство круг выделяет

из себя некоторые линии, которые, соединяясь с другими, дают новые круги.

В действительности все это происходит, конечно, совсем не так, ничто не

рождается, и ничто не умирает, но так представляется нам, потому что мы

видим только разрезы вещей. В действительности круг жизни есть только разрез

чего-то, и это что-то, несомненно, существует до рождения, то есть до

появления круга в нашем пространстве, и продолжает существовать после

смерти, то есть после исчезновения круга из поля нашего зрения.

Явления жизни для нашего наблюдения очень похожи на явления движения,

как они являются для двумерного существа, и поэтому, может быть, это есть

движения в четвертом измерении.

Мы видели, что двумерное существо будет считать движениями тел свойства

трехмерности неподвижных тел и явлениями жизни -- реальные движения тел,

идущие в высшем пространстве.

Иначе говоря, то движение, которое остается движением в высшем

пространстве, для низшего существа представляется явлением жизни, а то,

которое исчезает в высшем пространстве, превращаясь в свойство неподвижного

тела, представляется ему механическим движением.

Явления 'жизни' и явления 'движения' так же несоизмеримы для нас, как

для двумерного существа несоизмеримы в его мире два рода движений, из

которых реален только один, а другой иллюзорен.

Об этом говорит Хинтон ('The Fourth Dimension', р. 77.):

В жизни есть нечто, не включенное в наше понятие механического

движения. Может быть, это 'нечто' есть движение по четвертому измерению.

Если мы посмотрим на это с самой широкой точки зрения, мы непременно

увидим нечто поражающее в том факте, что, когда является жизнь, она дает

начало ряду феноменов, совершенно отдельных от феноменов неорганического

мира.

Исходя из этого, можно предположить, что те явления, которые мы

называем явлениями жизни, есть движение в высшем пространстве. Те явления,

которые мы называем механическим движением, есть явления жизни в

пространстве, низшем сравнительно с нашим, а в высшем -- просто свойства

неподвижных тел.

То есть если взять три рода существования -- двумерное, наше и высшее,

то окажется, что 'движение', которое наблюдается в двумерном пространстве,

есть для нас свойство неподвижных тел; 'жизнь', которая наблюдается в

двумерном пространстве, -- есть движение, как мы наблюдаем его в нашем

пространстве. И дальше -- движения в трехмерном пространстве, то есть все

наши механические движения и проявления физико-химических сил -- свет, звук,

тепло и пр. есть только ощущения нами каких-то непостижимых для нас свойств

четырехмерных тел; а наши 'явления жизни' есть движения тел высшего

пространства, которые нам представляются рождением, ростом и жизнью живых

существ. Если же предположить пространство не четырех, а пяти измерений, то

в нем и 'явления жизни', вероятно, окажутся свойствами неподвижных тел --

родов, видов, семейств, народов, племен и т.п., и движением будут казаться,

может быть, только 'явления мысли'.

* * *

Мы знаем, что явления движения связаны с расходованием времени. И мы

видим, как при постепенном переходе от низшего пространства к высшему

уничтожаются движения, превращаясь в свойства неподвижных тел, то есть

уничтожается расходование времени, -- уничтожается надобность во времени.

Двумерному существу нужно время для объяснения самых простых явлений --

угла, подъема, ямы. Нам для объяснения таких явлений оно уже не нужно, но

оно нужно для объяснения явлений движения и физических