Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

к

четырехмерному, точно так же, как из отношений точек к линиям, линий к

поверхностям и поверхностей к телам мы выводим отношение наших тел к

четырехмерному.

Попробуем рассмотреть все, что может дать этот метод аналогий.

Представим себе мир одного измерения.

Это будет линия. На этой линии представим себе живых существ. Они будут

в состоянии двигаться только вперед и назад по этой линии, составляющей их

Вселенную, и сами будут иметь вид точек или отрезков линии. Ничего вне их

линии для них существовать не будет, -- и самой линии, на которой они живут

и движутся, они тоже сознавать не будут. Для них будут существовать только

две точки, спереди и сзади, или, может быть, только одна точка спереди.

Замечая изменения в состояниях этих точек, одномерное существо будет эти

изменения называть явлениями. Если мы предположим, что линия, на которой

живет одномерное существо, проходит сквозь различные предметы нашего мира,

то во всех этих предметах одномерное существо будет видеть одну только

точку. Если его линию будут пересекать различные тела, то одномерное

существо будет ощущать их только как появление, более или менее долгое

существование и исчезновение точки. Это появление, существование и

исчезновение точки будет явлением. Явления, сообразно характеру и свойствам

проходящих предметов и скорости и свойству их движения, будут для

одномерного существа постоянными и переменными, долгими и короткими,

периодическими и непериодическими. Но объяснить постоянность или

переменность, долготу или краткость, периодичность или непериодичность

явлений своего мира одномерное существо не будет иметь никакой возможности и

будет считать это просто присущими им свойствами. Тела, пересекающие линию,

могут быть очень различны, но для одномерного существа все явления будут

совершенно одинаковы -- это будет только появление и исчезновение точки -- и

явления будут различаться только длительностью и большей или меньшей

периодичностью.

Это необыкновенное однообразие и однородность разнообразных и

разнородных с нашей точки зрения явлений будет характерной особенностью

одномерного мира.

Затем, если мы предположим, что одномерное существо обладает памятью,

мы увидим, что, называя все виденные им точки явлениями, оно их все относит

ко времени. Точка, которая была, это явление уже не существующее, а точка,

которая может быть завтра, это явление еще не существующее. Все наше

пространство за исключением одной линии будет называться временем, то есть

чем-то, откуда приходят и куда уходят явления. И одномерное существо скажет,

что идея времени составилась у него из наблюдения движения, то есть

появления и исчезновения точек. Точки будут считаться явлениями временными,

то есть возникающими в тот момент, когда они стали видны, и исчезающими,

перестающими быть, в тот момент, когда их стало не видно. Представить себе,

что где-то существует явление, которого не видно, одномерное существо будет

не в состоянии или будет представлять себе это явление где-то на своей линии

далеко впереди себя.

Это одномерное существо мы можем представить себе более реальным.

Возьмем атом, носящийся в пространстве, или просто пылинку, уносимую ветром,

и предположим, что этот атом или пылинка обладает сознанием; отделяет себя

от внешнего мира; сознает то, что лежит на линии ее движения, с чем она

непосредственно соприкасается. Это будет в полном смысле слова одномерное

существо. Оно может летать и двигаться по всем направлениям, но ему всегда

будет казаться, что оно движется по одной линии; вне этой линии для него

одно большое ничего, то есть вся Вселенная будет представляться ему одной

линией. Поворотов своей линии, ее углов, оно чувствовать и представлять себе

не будет. Для того чтобы чувствовать угол, нужно чувствовать то, что лежит

направо и налево или сверху и снизу. В остальном такое существо будет

совершенно одинаково с описанным, воображаемым существом, живущим на

воображаемой линии. Все, с чем оно соприкасается, то есть все, что оно

сознает, будет казаться ему приходящим из времени, то есть из ничего, и

уходящим во время, то есть в ничто. Это ничто будет весь наш мир. Весь наш

мир, кроме одной линии, будет называться временем и считаться реально не

существующим.

* * *

Затем