Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

нам

пространства (четвертого измерения) и движения по этому пространству. Наша

постоянная ошибка заключается в том, что мы никогда не видим двух идей во

времени, а всегда видим только одну. Обыкновенно мы видим во времени идею

движения, но не можем сказать, откуда и куда и где или по какому

пространству. Иногда, как, например, в тех теориях, которые раньше пытались

соединить с временем идею четвертого измерения, является идея какого-то

пространства во времени, но вместе с тем допускается движение по этому

пространству. Это требование нового времени, потому что движения вне времени

происходить не может. И в результате время идет впереди нас, как наша

собственная тень, отступая по мере того, как мы к нему подходим. Всякое

представление о движении совершенно спутывается. Потому что если представить

новое протяжение пространства и возможность движения по этому новому

протяжению, то время опять немедленно станет перед нами и заявит, что оно

ровно столько же не объяснено, сколько не объяснено раньше.

Необходимо признать, что одним термином время мы обозначили,

собственно, две идеи -- 'некоторого пространства' и 'движения по этому

пространству'. Причем движения этого в действительности не существует, а оно

представляется нам существующим только потому, что мы не видим пространства

времени. То есть ощущение движения во времени (а движения не во времени нет)

возникает у нас потому, что мы смотрим на мир как бы через узкую щель, видим

только линии пересечения плоскости времени с нашим трехмерным пространством.

Таким образом, необходимо сказать, что глубоко неверна обычная теория,

что идея времени выводится нами из наблюдения движения, и есть не что иное,

как идея последовательности, наблюдаемой нами в движении.

Нужно признать как раз наоборот, что идея движения выведена нами из

ощущения времени или из чувства времени, то есть из чувства или ощущения

четвертого измерения пространства, но из неполного ощущения. Неполное

ощущение времени (четвертого измерения) -- ощущение сквозь щелку -- дает нам

ощущение движения, то есть создает иллюзию движения, которого в

действительности нет и вместо которого в действительности существует только

протяжение по непостижимому для нас направлению.

Четвертое измерение связано со 'временем' и с 'движением'. Но мы не

поймем четвертого измерения до тех пор, пока не поймем пятого измерения.

Нужно прежде всего понять пятое, чтобы понять потом четвертое.

Пятое измерение -- это перпендикуляр к плоскости времени, та высота, на

которую должно подняться наше сознание, чтобы одновременно увидать

прошедшее, настоящее и будущее.

Это гора, на которую должен подняться путешественник, чтобы увидать

позади город, откуда он выехал вчера, и впереди город, куда он придет

завтра.

Наше обычное сознание находится на плоскости у основания этого

перпендикуляра. Поэтому оно не видит прошедшего и будущего; поэтому оно

ничего не видит. Только поднимаясь над плоскостью четвертого измерения по

направлению пятого измерения, наше сознание начнет охватывать взглядом

изумительный мир прошедшего и будущего, лежащий по сторонам настоящего, тот

мир, самое существование которого оно раньше отрицало.

Пятое измерение следует рассматривать не как лежащее вне сознания, а

как свойство самого сознания -- ту линию или то направление, по которому

должно расти сознание.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению отношений сознания

ко времени, вернемся еще раз к отношениям времени, к нашему трехмерному

пространству.

Делая попытку посмотреть на время как на объект. Кант говорит, что оно

имеет одно измерение; то есть он представляет себе время как бы линией,

идущей из бесконечного будущего в бесконечное прошедшее. Одну точку этой

линии мы сознаем. Всегда только одну точку. И эта точка не имеет никакого

измерения, потому что то, что в обыкновенном смысле мы называем настоящим,

есть только недавно прошедшее и иногда еще скоро будущее.

Так ли это в действительности? Можно ли сказать, что время имеет одно

измерение?

Почти так, с той только разницей, что мы можем считать у времени два

измерения, а не одно. Линия первого измерения идет по порядку

последовательности явлений в причинной зависимости, сначала причина, потом

следствие: прежде,