Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

сознание' д-ра Бекка. -- Три формы сознания по Бекку. --

Простое сознание или сознание животных. -- Самосознание или сознание

человека. -- Космическое сознание. -- Рост сознания. -- В чем он выражается?

-- Ощущение, представление, понятие, высшее моральное понятие -- творческая

интуиция. -- Люди космического сознания. -- Грехопадение Адама. -- Познание

добра и зла. -- Христос и спасение человека. -- Законы эволюции. --

Единичные признаки, постепенно делающиеся общими. -- Рождение нового

человечества. -- Высшая раса. -- Сверхчеловек. -- Общие этапы эволюции

разных сторон человеческого духа. -- Таблица четырех стадий психической

эволюции

Заключение

И клялся...

что времени уже не будет.

Апокалипсис, 10:6

...Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви,

могли постигнуть со всеми святыми, чтo --

широта и долгота, и глубина, и высота.

Апостол Павел. Послание к Ефесянам, 3:18

ГЛАВА I

Что мы знаем и чего не знаем? -- Наши данные и наши искомые. --

Неизвестные, принимаемые за известные. -- Материя и движение. -- К чему

приходит позитивная философия? -- Тождество неизвестных: х = у, у = х. --

Что мы действительно знаем? -- Существование сознания в нас и мира вне нас.

-- Дуализм или монизм? -- Субъективное и объективное познание. -- Где лежат

причины ощущений? -- Система Канта. -- Время и пространство. -- Кант и

'эфир'. -- Замечание Маха. -- С чем в действительности оперирует физик?

Научись отличать истинное от ложного...

('Голос Безмолвия' Е.П.Б.)

Самое трудное: знать, что мы знаем, и чего не знаем.

Поэтому, желая что бы то ни было знать, мы должны прежде всего

установить, что мы принимаем как данное и что считаем требующим определения

и доказательства; то есть установить, что мы уже знаем -- и что желаем

знать.

По отношению к нашему познанию мира и себя мы находились бы в идеальных

условиях, если бы мы могли не принимать как данное ничего и считать все

требующим определения и доказательства; или, иначе говоря, лучше всего было

бы предположить, что мы ничего не знаем, -- и идти от этого.

Но, к сожалению, создать такие условия невозможно. Что-нибудь должно

быть положено в основу, что-нибудь должно быть признано известным. Иначе нам

все время придется определять одно неизвестное посредством другого.

С другой стороны, мы должны опасаться принять как известные, как данные

вещи в сущности совершенно неизвестные, только предполагаемые, искомые. Мы

должны опасаться попасть в такое положение, в каком находится позитивная

философия, в основу которой долгое время клалось признание существования

материи (материализм), а теперь кладется признание существования силы или

движения (энергетизм), хотя в действительности материя и движение всегда

были неизвестными, иксом и игреком, и определялись одно посредством другого.

Всякому совершенно ясно, что нельзя искомое принимать за данное, и

нельзя одно неизвестное определять посредством другого неизвестного. В

результате не получается ничего кроме тождества неизвестных х = у, у = х.

Именно это тождество неизвестных и есть конечный вывод, к которому

приходит позитивная философия.

Материя -- это есть то, в чем происходят изменения, называемые

движением, х = у; а движение -- это есть те изменения, которые происходят в

материи, у = х.

Что же мы знаем?

Мы знаем, что на первой же ступени самосознания человеку бросаются в

глаза два очевидных факта.

Существование мира, в котором он живет. -- и существование сознания в

нем самом.

Ни того, ни другого человек ни доказать, ни опровергнуть не может, но и

то, и другое для него факт, действительность.

Можно задумываться о взаимоотношении этих двух фактов. Можно стараться

свести их к одному -- то есть рассматривать сознание как часть или функцию

мира -- и мир как часть или функцию сознания. Но это уже будет отвлечение от

фактов, и все такие соображения для обыкновенного, не мудрствующего, взгляда

на мир и на себя не будут иметь характера очевидности. Наоборот,

единственным очевидным фактом остается противоположение я и не-я, --

сознания и мира.

В дальнейшем мы будем возвращаться к этому основному положению. Но пока

у нас нет никаких оснований возражать против очевидного факта существования

нас самих, то есть нашего