Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

крупного, сколько обмана, сколько фальши, сколько лжи, сколько

невидимых нитей -- симпатий, антипатий, интересов, корысти, -- связывающих

эту улицу со всем миром. Если представить себе все это, то станет ясно, что

улицу нельзя изучить только по тому, что видно. Нужно войти вглубь. Сложный

и обширный феномен улицы не покажет ее бесконечного ноумена, связанного и с

вечностью, и с временем, и с прошедшим, и с будущим, и со всем миром.

Поэтому видимый, феноменальный, мир мы с полным основанием можем

рассматривать как разрез какого-то другого, бесконечно более сложного мира,

в данный момент для нас проявляющегося в первом.

И этот мир ноуменов бесконечен и непостижим для нас, как непостижим для

двумерного существа трехмерный мир во всем разнообразии его функций. Самое

большое приближение к 'истине', какое только возможно для человека,

заключается в положении: всякая вещь имеет бесконечное разнообразие

значений, и всех этих значений знать невозможно. Иначе говоря, 'истина', как

мы ее понимаем, то есть конечное определение, возможна только в конечном

ряду явлений. В бесконечном ряду она где-нибудь непременно станет своей

собственной противоположностью.

Последнюю мысль выразил Гегель: 'Всякая идея, продолженная до

бесконечности, становится своей собственной противоположностью'.

В этом изменении значения лежит причина непостижимости ноуменального

мира для человека. Ноумен вещи, то есть вещь в себе, заключается в

бесконечном количестве функций и значений вещи, которых нашим умом охватить

невозможно. И кроме того, в изменении значения одной и той же вещи. В одном

значении вещь -- это огромное целое, включающее в себя множество частей, в

другом значении это ничтожная часть большого целого. И наш ум не может

связать всего этого в одно. Поэтому ноумен вещи отступает от нас по мере

нашего познания, как тень идет впереди нас. Так говорит 'Свет на Пути'.

Вы войдете в свет, но никогда не коснетесь пламени.

Это значит, что всякое познание условно. Мы никогда не можем охватить

всех значений одной данной вещи, потому что для того, чтобы охватить все эти

значения, нам нужно охватить весь мир, со всем разнообразием его значений.

* * *

Главное различие феноменальной и ноуменальной сторон мира заключается в

том, что первая всегда ограничена, всегда конечна, она охватывает те

свойства данной вещи, которые мы вообще можем познать как явления; вторая,

ноуменальная, сторона всегда неограниченна, всегда бесконечна. Мы никогда не

можем сказать, где кончаются скрытые функции и скрытое значение данной вещи.

Вернее всего, они не кончаются нигде. Они могут бесконечно меняться, то есть

казаться разными, всегда новыми, с новых точек зрения, но они не могут

исчезнуть, так же как не могут закончиться, остановиться.

Все самое высшее, к чему мы придем в понимании смысла, значения, души

данного явления, с другой, еще более высокой точки зрения, при еще более

широком обобщении, будет опять иметь другой смысл. И конца этому нет. В этом

величие и ужас бесконечности.

* * *

При этом мы должны помнить, что мир, как мы его знаем, не представляет

собою чего-либо устойчивого. Он должен меняться при малейшем изменении форм

нашего познавания. Явления, кажущиеся нам совершенно отдельными, могут быть

видны оттуда как части одного целого. Явления, кажущиеся нам совершенно

одинаковыми, могут казаться оттуда совершенно различными. Явления,

представляющиеся нам как нечто целое и неделимое, на самом деле могут быть

очень сложными, включать в себя различные, не имеющие между собой ничего

общего элементы. И все вместе может быть одним целым, совершенно непонятной

нам категорией.

Причем оттуда означает не другое место, а другой способ познания,

другой взгляд. И мы начнем смотреть не отсюда, а оттуда, если будем

рассматривать явление не как отдельный феномен, а вместе со всеми

перекрещивающимися в нем цепями явлений.

ГЛАВА XIII

Голоса камней. -- Стена церкви и стена тюрьмы. -- Мачта корабля и

виселица. -- Тени палача и подвижника. -- Различное комбинирование в высшем

пространстве известных нам явлений. -- Связанность явлений, кажущихся нам

отдельными, и различие явлений, кажущихся одинаковыми. -- Как должны мы

приближаться к ноуменальному миру? -- Понимание вещей не в категориях

времени