Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

не в перспективе должно в свою очередь

необыкновенно расширить пределы деятельности нашего сознания, создавая новые

понятия и усиливая способность аналогии.

* * *

Кант установил, что расширение знаний при существующих условиях

восприятия не приблизит нас к вещам в себе. Хинтон же утверждает, что можно

при желании изменить сами условия восприятия и таким образом приблизиться к

истинным сущностям.

Наше пространство, как мы обыкновенно думаем о нем, постигается

ограниченным -- не в протяжении, но в некотором отношении, которое мы можем

реализовать только тогда, когда мы думаем о наших способах измерения

пространственных объектов. Найдено, что существуют только три независимых

направления, в которых может быть измерено тело. Оно должно иметь высоту,

длину и ширину, но оно не имеет более этих измерений. Всякое новое измерение

будет слагаться из этих старых.

В теле нет точки, которой бы мы не могли достигнуть, двигаясь по

комбинации этих трех направлений.

Но почему пространство должно быть ограничено тремя независимыми

направлениями?

Геометры находят, что нет никакой причины, почему тела должны быть так

ограничены. Но в действительности тела, которые мы можем измерять,

ограничены именно так. Поэтому мы приходим к заключению, что пространство,

которое мы употребляем для познания обычных объектов в мире, ограничено

тремя измерениями. Но весьма возможно, что в мире есть существа, способные

познавать пространство четырех измерений.

Можно сказать очень много относительно пространства высших измерений,

чем наше, и можно разработать аналитически много проблем, относящихся к

нему, которые представятся по пути. Но можем ли мы познать четырехмерное

пространство таким же способом, каким познаем наше пространство? Можем ли мы

думать о теле четырех измерений, как о единице, имеющей свои свойства, таким

же способом, каким мы думаем о теле, имеющем определенную форму в

пространстве, с которым мы знакомы.

В четырехмерных телах нет никакой тайны, и если мы идем правильным

путем, то познание их представляет не больше трудности, чем познание

обыкновенных трехмерных форм.

Когда приобретена способность познавать в четырех измерениях или,

говоря вернее, когда эта способность сделана сознательной, потому что в

несовершенной форме она существует во всех, -- открываются новые горизонты.

Способности ума развиваются, и пользование более широким пространством как

орудием мышления раскрывает перед сознанием новый путь. Причем мы пользуемся

здесь той самой истиной, которая, когда ее впервые высказал Кант,

по-видимому, запирала ум в такие тесные границы. Наше восприятие подвержено

условиям бытия в пространстве. Но пространство не ограничено, как мы сначала

думали.

Следующим шагом, после того, как мы образовали эту силу понятия в более

обширном пространстве, должно быть исследование природы и выяснение, какие

феномены могут быть объясняемы четырехмерными отношениями.

Мысль прошедших веков пользовалась понятием трехмерного пространства,

на основании его классифицировала многие явления -- и выработала много

полезных правил для практического действия. Путь, который открывается перед

нами в будущем, заключается в применении понятия четырехмерного пространства

к явлениям природы и к исследованиям того, что может быть найдено этими

новыми способами познания.

Для расширения познания необходимо насколько возможно дальше отделить

элементы себя, то есть личные элементы, вкладываемые нами во все познаваемое

нами, от того, что познается, чтобы наше внимание не отвлекалось (на нас

самих) от свойств собственно воспринимаемого.

Только освободившись от элементов себя в восприятии мы становимся в

положение, в котором можем задавать разумные вопросы. Только освободившись

от идеи кругового движения Солнца вокруг Земли (то есть вокруг нас --

элемент себя) мы получаем возможность изучать Солнце.

Худшая сторона элемента себя в восприятии заключается в том, что мы

даже не подозреваем в себе этого элемента, пока не освободимся от него.

Чтобы понять, что значит элемент себя в нашем восприятии, вообразим

себя внезапно перенесенными в другую часть Вселенной, где мы находимся среди

разумных существ, с которыми мы вступаем в разговор. Представим себе, что мы

начинаем описывать им наш мир