Петр Демьянович Успенский

Tertium organum (Часть 1)

к пониманию вещи в себе. И, признавая правильность

взгляда Канта, мы, если мы желаем приблизиться к пониманию вещей в себе,

должны искать совершенно другой метод, совершенно иной путь, чем тот,

которым идет позитивная наука, изучающая явления или феномены.

ГЛАВА XII

Явная и скрытая сторона жизни. -- Позитивизм как изучение феноменальной

стороны жизни. -- В чем заключается 'двумерность' позитивной философии? --

Рассмотрение всего на одной плоскости, в одной физической

последовательности. -- Ручьи, текущие под землей. -- Что может дать изучение

жизни как феномена? -- Искусственный мир, который строит себе наука. --

Отсутствие в действительности законченных и отдельных явлений. -- Новое

ощущение мира

В историях литературы рассказывают, что 'Вертер', появившись, вызвал в

Германии эпидемию самоубийств.

Что же вызвало эти самоубийства?

Представьте себе теперь, что является 'ученый', который,

заинтересовавшись фактом увеличения самоубийств, начинает изучать первое

издание 'Вертера' по методу точных позитивных наук. Он точно вывешивает

книгу, измеряет ее самыми точными приборами, записывает число страниц,

делает химический анализ бумаги и типографской краски, сосчитывает число

строк на каждой странице, и число букв, и число знаков препинания, наконец,

сосчитывает, сколько раз в 'Вертере' встречается буква а, и сколько раз

буква b, и сколько раз попадается вопросительный знак и пр. Словом,

проделывает все то, что благочестивые мусульмане проделали с Кораном

Магомета, -- и на основании своих исследований пишет трактат об отношении

буквы А немецкого алфавита к самоубийствам.

Представим себе другого, который, заинтересовавшись историей живописи,

решает поставить ее на строго научную почву и предпринимает длинную серию

анализов красок картин знаменитых художников с целью определить причины

различного действия на нас различных картин.

Представим себе дикаря, 'изучающего' часы. Представим себе, что это

умный дикарь и хитрый. Он разобрал часы и сосчитал все колесики и винтики,

сосчитал число зубчиков на каждом колесике, знает часы вдоль и поперек.

Единственно, чего не знает, -- зачем они существуют. И не знает, что стрелка

обходит циферблат в половину суток, то есть что по часам можно узнать время.

Это все 'позитивизм'.

Мы чересчур привыкли к 'положительным' методам и не замечаем, что часто

они приходят к абсурдам и совершенно не ведут к цели, если мы ищем

объяснения смысла чего-либо.

Дело в том, что для объяснения смысла позитивизм не годится. Природа

для него закрытая книга, которую он изучает по внешности. В смысле изучения

действия природы положительные методы идут очень далеко -- доказательство

все бесчисленные успехи современной техники до воздухоплавания включительно.

Но все на свете имеет свою определенную сферу действия. Позитивизм очень

хорош, когда он ищет ответ на вопрос каким образом. Но когда он делает

попытки ответить на вопросы почему и для чего, он становится комичным,

потому что заходит не в свою сферу.

Правда, более серьезные позитивные мыслители отрицают всякую

возможность ставить в 'положительном исследовании' вопросы почему и для

чего.

Искание смысла окрещено ироническим названием телеологии и признает

граничащим с абсурдом. Это, конечно, вернее. Потому что телеология с

позитивной точки зрения действительно абсурд. Но позитивная точка зрения не

единственная возможная. Ошибка позитивизма в том, что он не видит ничего

кроме себя и считает или все возможным для себя -- или невозможным очень

многое, что вполне возможно, но не для него.

Человечество же никогда не перестает искать ответов на вопросы почему и

для чего.

Позитивный ученый перед природой находится почти в положении дикаря

среди библиотеки, полной ценных, редких книг. Книга для него вещь, известной

величины и веса. Сколько бы он ни думал, для чего может служить эта странная

вещь, он по ее внешности никогда не поймет, и содержание книги для него

остается непостижимым ноуменом.

Но если человек знает о существовании содержания книги, ноумена, если

он знает, что под видимыми явлениями кроется тайный смысл, то он в конце

концов доберется до сути книги.

Для этого необходимо понимать идею содержания книги, то есть смысл вещи

в